«Развитие игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра»
14.12.2022Коммуникативные игры
«Твоя ладошка, моя ладошка»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»
«Мы на лодочке плывем»
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:
Мы на лодочке плывем, Тихо песенку поем:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» - Покачнулись ты и я…
«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного
внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями. Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.
«Мой кубик, твой кубик…»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
Познавательные игры для развития схемы тела
«Покажи нос»
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.
Содержание:
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Ребенок повторяет за ним движения, показывая на себе названные части тела.
«Та-та – два кота»
Цель: Ритмическая игра, способствующая формированию схемы тела.
Та-та – два кота.
Два оранжевых хвоста,
Один кот в стакане,
Весь живот в сметане.
Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают в ладоши или по коленям. На последнюю строчку гладят (отряхивают) живот. Игра повторяется для других частей тела.
Черепаха
Цель: ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела.
Шла большая черепаха
И кусала всех со страха.
За плечи (ножки / бока / спинку...).
Кусь-кусь-кусь-кусь –
Никого я не боюсь!
Участники рассказывают стихотворение и одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда взрослый называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки), ребенок прячет свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не боюсь!» взрослый щипает за ножки ребенка, если он не спрятал ножки, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь эмоциональной реакции.
«У жирафа пятна, пятна..»
Цель: Ритмическая игра, способствующая формированию схемы тела.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
Хлопаем по всему телу ладонями.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу, рисуем полосочки)
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Речевые игры с картинками, игрушками
«Про машинки»
Игра сопровождается раскладыванием игрушечных машинок на столе и хоровым чтением стихотворения.
Есть машинки у меня:
Грузовик – быстрей коня.
Легковой автомобиль
Мчится, разгоняя пыль.
Вот автобус, длинный он,
Пассажиров много в нем.
Мотоцикл, самолет,
Винтокрылый вертолет.
С остальными мы потом
Наиграемся вдвоем.