«Развитие игровых навыков у детей с расстройствами аутистического спектра»

14.12.2022

Коммуникативные игры

«Твоя ладошка, моя ладошка»

Цель: формирование эмоционального контакта.

Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка»

«Мы на лодочке плывем»

Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.

Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:

Мы на лодочке плывем, Тихо песенку поем:

«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» - Покачнулись ты и я…

«На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»

Цель: развитие зрительного

внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями. Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

«Мой кубик, твой кубик…»

Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.

Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.

Познавательные игры для развития схемы тела

«Покажи нос»

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.

Содержание:

Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Ребенок повторяет за ним движения, показывая на себе названные части тела.

«Та-та – два кота»

Цель: Ритмическая игра, способствующая формированию схемы тела.

Та-та – два кота.

Два оранжевых хвоста,

Один кот в стакане,

Весь живот в сметане.

Участники рассказывают стихотворение и одновременно хлопают в ладоши или по коленям. На последнюю строчку гладят (отряхивают) живот. Игра повторяется для других частей тела.

Черепаха

Цель: ритмическая игра, направленная на развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта. Помогает развитию слухового внимания, формированию схемы тела.

Шла большая черепаха

И кусала всех со страха.

За плечи (ножки / бока / спинку...).

Кусь-кусь-кусь-кусь –

Никого я не боюсь!

Участники рассказывают стихотворение и одновременно стучат руками по коленкам или по полу. Когда взрослый называет часть тела, которую «кусает» черепаха (например, ножки), ребенок прячет свои ножки от черепахи. Со словами «Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не боюсь!» взрослый щипает за ножки ребенка, если он не спрятал ножки, привлекая внимание к соответствующей части тела, дожидаясь эмоциональной реакции.

«У жирафа пятна, пятна..»

Цель: Ритмическая игра, способствующая формированию схемы тела.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (Проводим ребрами ладони по телу, рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Речевые игры с картинками, игрушками

«Про машинки»

Игра сопровождается раскладыванием игрушечных машинок на столе и хоровым чтением стихотворения.

Есть машинки у меня:

Грузовик – быстрей коня.

Легковой автомобиль

Мчится, разгоняя пыль.

Вот автобус, длинный он,

Пассажиров много в нем.

Мотоцикл, самолет,

Винтокрылый вертолет.

С остальными мы потом

Наиграемся вдвоем.