Преемственность детского сада и школы
Информация для родителей будущих первоклассников
https://shacksch.pukhovichi-asveta.gov.by Шацкая средняя школа Пуховичского района
Преемственность дошкольного образования и I ступени общего среднего образования
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития, чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью.
Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.
Когда начинать готовить ребенка к школе?
Как лучше это делать? Чему и как учить?
Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.
Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка. У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни. Нет, не готовим! Они уже живут! И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь. Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.
Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.
За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.
Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.
Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.
Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
- развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
- включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формировать знания об окружающем мире;
- стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.
Задачи начального школьного звена:
- формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
- развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
- формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
- развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Содержательные компоненты преемственности:
- Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения. Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.
- Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
- Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
- Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.
- Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
План работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным образованием
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Государственное учреждение образование ГУО "Габриелевский детский сад"
План работы по осуществлению преемственности между дошкольным и начальным образованием
7.1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
7.1.1. Совместные совещания, участие в заседаниях педагогических советов
7.1.2. Организация дополнительных образовательных услуг
7.1.3. Совершенствование образовательного пространства (развивающая среда, образовательный процесс)
7.1.4. Взаимодействие с социумом (мероприятия с ГАИ, МЧС и иными организациями)
7.2. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ
7.2.1. Семинары, круглые столы, консультации
7.2.2. Коллективные просмотры педагогической деятельности
7.2.3. Медико-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, учащихся
7.2.4. Изучение, обобщение, внедрение и распространение эффективного педагогического опыта (участие в заседаниях РМО, семинарах, круглых столах разного уровня и т.д.)
7.3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
7.3.1. Смотры-конкурсы, выставки творчества и др.
7.3.2. Праздники, развлечения, досуги и др.
7.3.3. Мероприятия по формированию ранней профориентации воспитанников, учащихся
7.4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ, УЧАЩИХСЯ
7.4.1. Консультативно-рекомендательная деятельность (консультации, круглые столы, диспуты и т.д.)
7.4.2. Просветительная деятельность (родительские собрания, оформление родительских уголков, тематические выставки и т.д.)
7.4.3. Практические занятия с родителями (семейный клуб, педагогические тренинги)
7.4.4. Совместная деятельность родителей и детей (викторины, праздники, выпуски газет, оформление фотоальбомов и т.д.)
Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»
Учебно-методический комплекс «Мои первые уроки»
Образовательный процесс в учреждении дошкольного образования регламентирован учебной программой дошкольного образования.
Качественно организовать образовательный процесс помогают развивающие игры и учебные пособия для детей дошкольного возраста, разработанные научно-методическим учреждением "Национальный институт образования" Министерства образования Республики Беларусь.
Учебно-методический комплекс состоит из учебно-методического пособия для педагогов, учебного пособия, предназначенного для педагога и ребёнка, включающего иллюстративный материал к конспектам занятий, рабочей тетради для самостоятельного выполнения ребёнком старшего дошкольного возраста творческих заданий.
В учебно-методическом пособии предлагаются конспекты специально организованных занятий в учреждении дошкольного образования на весь год в соответствии с содержанием учебного пособия и рабочей тетради.
В учебном пособии представлен иллюстративный материал к конспектам занятий.
В рабочей тетради для самостоятельного выполнения ребёнком творческих заданий — помещён комплект чёрно-белых рисунков проблемно-творческого характера. Ребёнок не ограничен в представлении результата своей деятельности.
В структуре и содержании комплекса открывается возможность специалисту и родителям отследить усвоение ребенком объёма и качества получаемой информации и на основании реальных данных оказать своевременную поддержку и помощь.
Преимущества использования учебных пособий:
- Дополняют и иллюстрируют материал занятия
- Дают возможность подобрать групповые или индивидуальные задания, учитывая уровень и интересы ребенка
- Контролируют и актуализируют знания
- Развивают степень самостоятельности и формируют навыки самооценки
- Возможность учитывать индивидуальные возможности и способности ребенка при подборе заданий
- Вовлеченность ребенка за счет игровой формы занятий и рост интереса к обучению
- Эффективное усвоение материала и повышение образовательных результатов
- Обучающие задания тренируют умения анализировать, сравнивать и применять знания в новых ситуациях
Учебно-методический комплекс (УМК) «Мои первые уроки» предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Комплекс состоит из пяти рабочих тетрадей для детей.
- Старжинская Н.С. Подготовка к обучению грамоте. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / Н.С. Старжинская. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 80 с. (УМК «Мои первые уроки»).
- Дубініна, Д.М. Родная мова. Крок за крокам.Рабочы сшытак: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання / Д.М. Дубініна, Н.С. Старжынская. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 80 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
- Давидович, А.Л. Путешествие в мир правильной речи. Рабочая тетрадь: учебное пособие для воспитанников старших групп (от 5 до 7 лет) учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / А.Л. Давидович, В.Л. Пашко. – Минск: Национальный институт образования, 2020. – 76 с. (УМК «Мои первые уроки»).
- Жытко, І.У. Матэматычны калейдаскоп.Рабочы сшытак / Математический калейдоскоп. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / І.У. Жытко. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 76 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
- Давідовіч, А.Л. Свет, у якім я жыву.Рабочы сшытак / Мир, в котором я живу. Рабочая тетрадь: вучэбны дапаможнік для выхаванцаў старшых груп (ад 5 да 7 гадоў) устаноў дашкольнай адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / А.Л. Давідовіч, А.І. Смолер. – Мінск: Нацыянальны інстытут адукацыі, 2020. – 80 с. (ВМК «Мае першыя ўрокі»).
Нормативные правовые документы
Нормативные правовые документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования
- Кодекс Республики Беларусь об образовании
- Закон Республики Беларусь от 14 января 2022 г. № 154-З «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании»
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 августа 2022 г. № 230 Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования ».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 4 августа 2022 г. № 228 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования».
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 24 сентября 2007 г. № 50 «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования».
- Положение об учреждении общего среднего образования.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 «Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 10.04.2020 г. № 37 «Об изменении постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217».
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов».
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от 17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39).