Советы психолога

Страх темноты. Как помочь ребенку?

«Страх темноты. Как помочь ребенку?»

По статистике, 80 % детей в возрасте от трех до десяти лет испытывают тревогу, стоит только выключить в комнате свет. Полумрак малышам представляется бездной, в которой прячутся чудовища. Этот страх может возникнуть просто из-за богатого воображения. Но зачастую сами родители создают почву для пугающих фантазий. Конфликты в семье, строгое воспитание, стресс, связанный с адаптацией в детском саду или школе,- любые негативные внешние факторы влияют на психику ребенка.

Нельзя:

- Стыдить или высмеивать ребенка за его страхи. Стыд и страх взаимосвязаны. Стыд заставляет ребенка скрывать страх и тем усиливает его многократно.

Запирать ребенка в темной комнате, пытаясь выбить клин клином. Ребенок станет опасаться родителей, которые его жестоко воспитывают.

- Смотреть при ребенке фильмы и программы, где есть негатив и агрессия.

- Избегайте в процессе общения с детьми подобных фраз: «Уйду и не вернусь», «Выставлю на улицу», «Поставлю в угол», «Останешься один», «Запру в ванной», «Выброшу на помойку».

Первый вопрос родителей в такой ситуации – что делать?

Чтобы родителям было легче разобраться с детскими страхами, предлагаю ряд советов, которые помогут снизить и убрать страх темноты у вашего ребенка.

Советы родителям:

- Понимать, что это нормально для определенного возраста.

В 5-7 лет актуализируется страх темноты. Мозг ребенка потихоньку начинает обрабатывать абстрактные понятия, маленький человек задумывается о жизни и смерти.

- Уважать этот страх.

Попробуйте не давать рекомендации вроде «да ладно тебе, что там страшного», а наоборот поговорить. Что боишься? Что представляется? Пофантазируйте вместе, получится или посмеяться, или обсудить экзистенциальные темы – и то, и другое хорошо и правильно. Выясните, какие именно предметы в темноте пугают малыша, и уберите их из детской.

- Помогать.

Не бойтесь избаловать или пойти на поводу. Спокойно ставьте ночник, разрешите включить свет в коридоре. Бывает, что дети ночью хотят пойти в туалет, но боятся, поскольку в коридоре темно. Через какое-то время это пройдет. А вот разрешать спать с собой не стоит.

Оставляйте в его комнате домашних любимцев.

Когда ребенок просыпается посреди ночи, нужно брать его на руки и попытаться непременно успокоить. Можно обойти с ребенком комнату и показать ему таким образом, что в помещении никого нет.

- Думать.

Страх может быть не только возрастным явлением, но и являться симптомом. Детские переживания, сложности в отношениях – все это может проявляться в постоянных страхах и повышенной тревожности. В таком случае лучше обратиться к психологу за консультацией.

- Рассказывать.

Взрослый легко понимает, что значит сон: что такое темнота, как люди спят и видят сны.

Ребенку все это нужно объяснить – это значительно поможет справиться со страхом темноты.

Постоянный ритуал перед сном ослабит тревогу. Можно поговорить с ребенком о впечатлениях прошедшего дня, рассказать ему сказку или спеть песенку. Объясняйте ребенку, что с наступлением темноты комната остается прежняя, в ней не появляются монстры, все предметы остаются на прежнем месте и прежних размеров.

- Взаимодействовать.

Предложите ребенку нарисовать или слепить того, кто его тревожит во сне. Убедите, что существо совсем не страшное, а если дорисовать ему улыбку, даже симпатичное.

- Создайте дома психологически комфортную обстановку.

- Повысить устойчивость маленького ребенка к страху темноты телесный контакт с родителями. Чаще обнимайте детей, нежно прикасайтесь к ним.

- Ребенку, боящемуся темноты, можно давать выпить перед сном несколько глотков теплого коровьего молока с медом, которое оказывает хорошо выраженное успокаивающее действие на организм ребенка.

- Объясните малышу, что не только он боится темноты, через этот период проходили все. А страхи исчезнут сами собой со временем, когда он станет сильным и большим.

- Если вы заметили, что ребенок стал постоянно говорить о своих страхах, задавать про них вопросы, включать свои страхи в игры, просить взрослых рассказать страшные истории, это все говорит о том, что ребенок сам пытается справиться со своими страхами, не пугайтесь этого, а просто поддерживайте его, обязательно отвечайте на вопросы и просьбы.

Всячески приучайте ребенка совершенствовать навыки преодоления страхов и самостоятельной борьбы с ними, в дальнейшем это поможет научиться преодолевать легко любые другие проблемы. Иногда достаточно как следует вооружить героя, чтобы он перестал бояться. Разрешайте брать с собой в постель игрушечные пистолеты, волшебные палочки, "прогоняющие чудищ". У малыша возникнет ощущение, что он в состоянии себя защитить, и страхи рано или поздно уйдут.

Будьте внимательны к своим детям, чаще разговаривайте с ними и обсуждайте все их страхи и тогда вы поможете своей крохе вырасти успешной и сильной личностью, которая сможет найти свое место в мире. Ваше внимание и понимание это самое важное и необходимое, что вы должны дать маленькому человечку, пока он еще очень сильно зависит от вас.

свернуть

Как помочь ребёнку адаптироваться в детском саду

Жизнь без конфликтов

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

свернуть

Детское воровство

Бывает, так, что родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок приносит домой чужую игрушку или вещь. Важно помнить, что «детское воровство» имеет свои специфические черты, находя главным образом свои различия в мотивах и причинах.

Возрастные особенности отношения к воровству.

  • 2-4 года (еще не сформированы понятия «свое», «чужое», отсутствует отрицательная оценка кражи)
  • 4-6 года (начинает понимать границы собственности, но ему трудно сдерживать свои порывы и желания)

Основные мотивы воровства:

  1. Желание владеть чем-то. Ребенок может испытывать сильное желание владеть чем-либо (чаще всего какой-то игрушкой), с которым малыш не в состоянии справиться. При этом он не ворует, а берет.

Рекомендации:

  • Рассказывать ребенку о том, что существуют вещи, принадлежащие другим людям, которые брать нельзя. Рассказ сопровождать разбором конкретной ситуации, обратить внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.
  • Приучать ребенка спрашивать разрешения, чтобы взять, позаимствовать или воспользоваться чьим-либо имуществом – это приведет к осознанности действий, позволит избежать многих неприятных ситуаций.
  • Если вещь или игрушка все-таки была украдена – потребуйте от ребенка обязательно вернуть ее хозяину, помогите ему в этом.
  1. Желание привлечь к себе внимание взрослых. Ребенку не хватает внимания и тепла занятых родителей. Дети иногда намеренно совершают «дурные» поступки с целью привлечения к себе внимания.

Рекомендация:

  • Уделяйте ребенку хотя бы 30 минут времени, занимаясь с ним совместными интересными для него делами, чаще обнимайте его, говорите, что любите, делитесь своими переживаниями и мыслями.
  1. Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю «ценной» вещи. Характерно для детей старшего дошкольного возраста, когда ребенку уже не безразлично его место в группе, и он способен целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы. В этом случае, ребенок хорошо понимает, на что он идет и для чего это делает.

Рекомендация:

  • Интересуйтесь в какие игры он играет и с кем, какие игрушки ему больше нравятся и о чем он мечтает. Если выявите у ребенка трудности в общении со сверстниками – обратитесь за консультацией к психологу.
  1. Желание сделать приятный подарок кому-то из близких. Оно вызвано отсутствием понимания отрицательной оценки воровства.

Рекомендация:

  • Не оценивайте резко и категорично данный поступок, а наоборот, скажите, что вам приятно, что он хотел вас обрадовать, но это можно было сделать другими способами. Расскажите, каким образом он может вас удивить, порадовать, сделать приятное.
  1. Желание отомстить кому-либо. Повышенная эмоциональность и ранимость детей дошкольного возраста. Возможно, забирая ценную вещь, ребенок решил «наказать» своего обидчика.

Рекомендация:

  • Объяснять, что месть – это не самый лучший способ общения со сверстниками, рассказывать о последствиях такого поведения (потере друзей, доверия и пр.), а также обучать приемлемым способам решения споров и разногласий.
  1. Желание узнать что-либо. Дошкольнику свойственен интерес к тому, как сделаны и из чего состоят предметы и вещи. Не желая ломать свои вещи и игрушки, он делает это с игрушками, не принадлежащими ему.

Рекомендация:

  • Ребенок просто не может самостоятельно найти правильный объект для удовлетворения своего научного поиска. Помогите ему в этом, разрешите использовать вещи, так как ему хочется, обучите конструктивным способам разборки и сборки игрушек, проводите совместные эксперименты по изучению предметов, явлений природы и вещей различного предназначения.
  1. Желание подражать взрослым. Дети учатся правилам поведения на примере взрослых, с которыми чаще всего общаются. Когда ребенок видит, как родители забирают вещи с работы, от соседей или поднимают потерянную кем-то вещь, - взрослые являются примером воровского поведения.

Рекомендация:

  • Не берите сами то, что вам не принадлежит.

Что делать, если ребёнок украл?

  • Помните о презумпции невиновности. Если ребенок «не пойман за руку», невзирая ни на какие подозрения не спешите его обвинять.
  • Чётко высказывайте отрицательную оценку действиям ребёнка (действиям, а не личности) с конкретным запретом на воровство.
  • Рассказывайте о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.
  • Удерживайтесь от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его "воришкой" и пр., иначе плохой поступок может действительно превратиться в суть личности.
  • Не обсуждайте возникшую проблему с посторонними людьми в присутствии ребёнка.
  • Обращение к ребёнку"Как ты мог?" и подобные являются бесполезными и даже вредными.
  • Не требуйте от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража;
  • Попробуйте вместе с ребенком найти выход из сложившейся ситуации. Помните — это должно быть совместное решение, а не ваш приказ.
  • Избегайте сравнений с другими детьми и с самим собой в детстве: "Вот я никогда ...". Вместо этого поделитесь личным опытом, тем, что с вами тоже когда-то происходило подобное, но потом вам было очень стыдно и вам до сих пор неприятно вспоминать об этом.
  • Обсуждая случившееся, помните, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
  • Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того, как ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в сознании несовершеннолетнего.
  • Не поддавайтесь гневу, чтобы не обрушить его на ребенка (не решит проблему, а может только навредить доверительным отношениям между вами).
  • Для понимания мотивации ребенка доброжелательным тоном обсуждайте с ребенком как произошла эта ситуация: кому принадлежит вещь, какие отношения у него с владельцем, а также что он хотел сделать с этой вещью в итоге.
  • Обсуждайте то, как можно исправить данную ситуацию, по возможность организуйте возврат вещи (без свидетелей и публики).
  • Подумайте и проанализируете, что могло стать причиной такого поведения ребенка и поработайте с этим.

Основные ошибки в воспитательном процессе, способные спровоцировать воровство

  • Отсутствие последовательности в воспитательном процессе: в одной ситуации учащегося наказывают, а в другой «закрывают глаза» на проступок (грозились наказать, но не наказали).
  • Несогласованность требований взрослых (бабушка разрешает, а родитель запрещает).
  • «Двойная мораль» - действия родителей расходятся с делом (родители внушают ребёнку, что брать чужое нельзя, а сами приносят с работы то, что «плохо лежит»).
  • Ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле «кумир семьи» - ребёнок растёт с мыслью, что он самый лучший, он не учится считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы.
  • Тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Дети при этом могут продолжать совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.

Профилактика воровства

  • Взаимное доверие между родителями и ребенком.
  • Создание условий, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным родительским вниманием и заботой.
  • Покупка ребенку достаточного количества игрушек, чтобы избежать попыток воровства.
  • Установка границ у ребёнка между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.
  • Поиск «зоны успешности» ребёнка, чтобы ему не нужно было компенсировать личные неудачи воровством.
  • Обучение ребёнка сопереживанию, эмпатии. Знакомство с правилом: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», объяснение смысла этого правила на примерах из собственной жизни.
  • Постепенная передача ребёнку «взрослых» дел, привитие ответственности.
  • Исключение провоцирующих ситуаций. Например, хранение ценностей в недоступном для ребенка месте.
  • Информирование ребёнка о последствиях воровства. Примерами таких последствий являются потеря друзей, потеря доверия, а также нехорошее чувство после кражи.
свернуть

Как помочь родителям научиться контролировать негативные эмоции?

Как помочь родителям научиться контролировать негативные эмоции?

Чтобы избавиться от склонности выплескивать накопленные за день чувства на малышей, следует специально уделять некоторое время освобождению от стресса и разрядке эмоционального напряжения.

  1. Определите источник. Раздражение и чрезмерная чувствительность могут быть обусловлены отсутствием полноценного отдыха, нахождением рядом неприятного вам человека, большим количеством нагрузок и так далее. Поэтому, прежде чем бороться с негативными эмоциями в целом, нужно понять, откуда они появляются.
  2. Избегайте отрицательного. Очень часто на мышлениелюдей влияет их окружение. Поэтому не стоит удивляться тому, что вы более категоричны, чем прежде, если вокруг вас вращаются люди, постоянно критикующие других, выискивающие их недостатки и высказывающиеся обо всем лишь в отрицательном свете. Старайтесь держаться от них подальше. Если это невозможно, то не соглашайтесь с их словами и при случае переводите разговор в положительное русло. Со временем они либо переймут ваш взгляд, либо не будут делиться отрицательными мыслями с вами, зная, что вы не поддержите разговор. То же самое касается негативных передач или ситуаций, которые вызывают у вас отрицание – им не место в вашей жизни.
  3. Будьте терпеливы.Настройтесь на то, что люди вокруг будут доставлять вам хлопоты. Не принимайте их недостатки близко к сердцу и будьте снисходительны. Если чувствуете, что вот-вот взорветесь, то мысленно отвлекитесь, сделайте несколько глубоких вдохов или вообще уйдите из помещения на несколько минут, чтобы передохнуть и перевести дух.
  4. Отдыхайте.Когда человек не высыпается ночью или настолько занят днем, что не может спокойно сесть отдохнуть и перекусить, то усталость начинает накапливаться и со временем выплескивается в негативных эмоциях. Поэтому возьмите за правило, несмотря на загруженность, делать перерывы на работе и вовремя ложится спать. Если сразу у вас это не получится, то пересмотрите свой ежедневный график и внесите в него необходимые изменения. Возможно, вы взяли на себя много обязанностей, которые вам не под силу.
  5. Анализируйте ситуации.Для того чтобы не повторять своих ошибок из раза в раз, нужно делать мысленный анализ ситуации и стараться понять, из-за чего именно вы вышли из себя. Также будет полезно поразмышлять над тем, что можно предпринять, чтобы в следующий раз подобное не повторилось.
  6. Выход эмоций– совершенно нормальная физиологическая реакция, позволяющая регулировать психическую жизнь. Проявление чувств способствует освобождению от ненужного внутреннего напряжения. Важно лишь, чтобы выход эмоционального заряда оставался в социально приемлемых рамках и не нарушал чужого достоинства, норм морали и права!
свернуть

Как научиться грамотно выражать свои мысли

Как научиться грамотно выражать свои мысли?

Вот некоторые правила, которые помогут вам повысить качество речи:

1) Больше читайте различную литературу. Хороший вариант почитать нашу отечественную классику, которую нам задавали читать в школе. Читать нужно не торопясь, думать над каждым предложением. Это позволит вам научиться правильно выстраивать слова в предложения и увеличит ваш словарный запас.

2) Постарайтесь исключить из своей речи слова-паразиты: «ну», «в общем», «как бы», «ну это», «блин» и т. д. Старайтесь в разговоре не выражать сильных эмоций. Используйте простые фразы, не торопитесь.

3) Обязательно нужно следить за темпом речи. Монотонная речь вызывает безумное чувство скуки. Выдерживайте паузу и определенные моменты выделяйте эмоциями, но не сильными.

4) Употребляйте во время беседы различные метафоры, сравнения, поговорки. Это значительно оживит вашу речь. И конечно, юмор. Пошутить, в том числе и над собой, если это уместно в данной ситуации, нелишне.

5) Для того, чтобы тренировать свою речь, нужно иметь широкий круг общения. Можно попробовать подражать своему любимому телеведущему: повторять его фразы, копировать интонации.

Есть одно забавное упражнение. Возьмите какой-нибудь домашний предмет, например, сковородку и попробуйте в течение 5 минут рассказывать о нем на красивом литературном языке. Поначалу этот процесс будет вызывать у вас явные затруднения, но с каждым разом будет все проще. Постепенно увеличивайте время тренировки и усложняйте тему. Эти тренировки помогут вам в скором времени научиться подбирать правильные слова и у вас получится в течение часа рассказывать об этой сковородке, ни разу не повторившись в фразах.

Постепенно пополняя словарный запас и используя все эти знания в разговоре, вы заметите, что вы приобрели власть над словами и теперь они будут служить вам.

Черпать информацию нужно отовсюду: из книг, телевидения и т.п.. Изучайте значение неизвестных вам слов, учитесь их правильно произносить.

Через несколько месяцев таких тренировок у вас уже не будет проблем с выражением ваших мыслей в разговоре. Вы сможете легким доступным языком объяснить суть сложных вещей.

свернуть

Во что играть с детьми летом

Как вы будете проводить время летом и чем занять вашего ребенка. Во что играть с детьми летом: рекомендации психолога Итак, наступило лето! И теперь так хочется покинуть душную квартиру и отправиться за город или к морю. Конечно же, родители, планируя такую поездку, берут с собой и детей. При этом им необходимо позаботиться о том, чтобы поездка пришлась по душе ребенку, развивала его познавательный интерес, активность, способствовала укреплению здоровья и развитию психических процессов. Следовательно, нужно заранее обдумать, как вы будете проводить время и чем занять вашего ребенка! Доказано, что игры на свежем воздухе не только приносят огромную пользу для здоровья, но и развивают творческий потенциал. Главное - подобрать такие игры, которые будут соответствовать его возрасту и интересам. Разберемся по порядку. Песок и вода Маленьким детям дошкольного возраста будет интересно возводить замки и домики из песка. Такие игры не только порадуют вашего кроху, но и поспособствуют развитию мелкой моторики рук, что, несомненно, самым положительным образом скажется на развитии ребенка. Дети постарше также с удовольствием будут заниматься строительством из песка и воды. При этом такую игру можно разнообразить, устроив, например, соревнование между детьми, предложив им построить самую высокую или красивую башню. Игры с песком и водой все дети просто обожают. Помимо этого они создают благоприятные условия для сенсорного воспитания. На пляж можно взять и большой надувной мяч, игры с которым придутся по нраву как дошколятам, так и более старшим детям. Игры с мячом способствуют развитию ловкости, реакции и координации движений. Знакомство с природой Лето – самое удачное время для походов с малышом в лес. В лесу ребенок может увидеть много нового и интересного, что существенно расширит его познания об окружающем мире, флоре и фауне. Ему будет очень интересно наблюдать за птицами и насекомыми, смотреть на различные растения и цветы. В этот момент взрослому необходимо задавать наводящие вопросы, учить ребенка отличать и сравнивать предметы, тем самым способствуя развитию мыслительных процессов совместно с игровой деятельностью. Кроме того, с ребенком-дошкольником полезно собирать различные шишки, веточки, листочки, которые пригодятся вам для дальнейшего совместного творчества. Детям школьного возраста будут интересны такие игры, как, например, ориентирование на местности, «выживание» в лесу. Такое времяпровождение не только заинтересует ребенка, но и поспособствует развитию практических навыков, которые пригодятся ему в дальнейшем. Вы остались в городе? Для того чтобы занять ребенка интересными играми, не обязательно покидать город, ведь и здесь можно найти массу полезных занятий. Это, например, рисование цветными мелками на асфальте - занятие, которое придется по душе малышам. На асфальте можно не просто рисовать, но и изучать алфавит, математические понятия, создать лабиринт, поиграть в классики, нарисовать препятствия, дорожную разметку и, к примеру, изучить правила дорожного движения. Коллективные игры на свежем воздухе Летом особенно популярны коллективные игры на свежем воздухе. Детям младшего школьного возраста особенно понравятся подвижные коллективные игры на улице: салки, прятки, светофор, игра «Кто сильнее?» и пр. Вообще, польза коллективных детских игр не вызывает сомнений. Такие игры способствуют развитию у детей умения общаться, действовать в команде, совместно с другими людьми, позволяют ребенку весело провести время. Коллективные игры с другими детьми развивают у ребенка социальные навыки, учат разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, дают ребенку возможность научиться дружить и заводить друзей. Самое главное — помнить, что совместные игры способствуют развитию памяти, мышления и речи, учат контролировать свои действия и выполнять определенные правила. С помощью них ребенок познает взрослый мир, учится общаться в коллективе. И в любом случае, совместное и активное времяпрепровождение с родителями оставит самые яркие впечатления о лете, которые потом ваш ребенок будет с радостью вспоминать!
развернуть

Жизнь без конфликтов

В каждой семье бывают разногласия по поводу различных ситуаций. И нередко случается так, что ссоры взрослых происходят в присутствии детей. Родителям необходимо задуматься, как сгладить детские неприятные впечатления от взрослых разговоров. Конфликт в семье и их влияние на ребёнка Убеждение, что в благополучной семье нет места размолвкам и ссорам, – ошибочно. Практически в каждой семье бывают разногласия по поводу возникновения различных ситуаций. Нередко случается так, что ссоры взрослых происходят в присутствии детей. В случае оскорбления родителями друг друга и выяснения отношений в довольно громких тонах, мамам и папам стоит задуматься о том, как лучше объяснить ребёнку эти негативные моменты, и постараться сгладить детские неприятные впечатления от взрослых разговоров. Причины конфликтов в семье: разные взгляды на семейную жизнь; неудовлетворенные потребности и пустые ожидания; употребление алкоголя одним из супругов; неверность; неуважительное отношение друг к другу; нежелание участвовать в воспитании детей; бытовая неустроенность; нежелание помогать по дому; различия в духовных интересах; эгоизм; несоответствие темпераментов; ревность и т. д. Влияние конфликтов на ребенка К сожалению, при возникновении конфликтов внутри семьи больше всех страдают именно дети. Причем влияние на ребенка проявляется не открыто, как в ситуациях семей с асоциальным поведением, а косвенно. Подобное влияние непременно отражается на личности ребенка. В этом случае возможны три основных варианта развития событий: Ребёнок – безмолвный свидетель родительской ссоры Родители и ребенок – это единое целое, в котором мама и папа являются основой для психологического развития ребёнка. Частые ссоры и выяснения отношений между родителями приводят к тому, что у ребёнка пропадает ощущение защищенности. В результате нарастает тревожность, а продолжительные конфликты приводят к серьезным последствиям. Ребенок замыкается в себе, его преследуют страхи и ночные кошмары. Наличие скрытых неразрешенных конфликтов также вредит детской психике. Утаиваемое напряжение, притворная вежливость, отчужденность или враждебность родителей более разрушительны для психики ребенка, чем открытые скандалы. Ребёнок как объект эмоциональной разрядки Нередко собственное раздражение и недовольство родители выплескивают на ребёнка. Используя ребенка в качестве «громоотвода», родители усугубляют у него чувство неуверенности, непрочности межличностных отношений, провоцируют в нем сомнения в личной ценности и возможностях. Решение конфликтных ситуаций за счет ребенка снижает степень напряженности в семье, но полностью проблемы не решает. Ребёнок как орудие решения семейных конфликтов Еще одним главным поводом для семейного конфликта является сам ребёнок. Родители, не умея решать собственные конфликты, сводят их решение к ребенку, поощряя или наказывая его за поведение, доказывающее правоту противоборствующих сторон. В результате ребенок должен соответствовать противоречивым требованиям своих родителей, что мешает ему быть самим собой, индивидуальностью. Решая конфликт за счет ребенка, многие родители рвут его на части не только требованиями, но и различными расспросами. Можно ли избежать семейных конфликтов? Какой бы благополучной ни была ваша семья, избежать конфликтов вряд ли получится Важно – не уходить от ссор, а учиться решать их конструктивным путем. Самый приемлемый способ решения конфликтов – шаг к компромиссу. Вместо вопроса: "Кто виновен?", лучше задуматься: "А как нам поступить?", не забывая, что ссора имеет единую цель – достигнуть общности взглядов в разрешении проблемы. При любом конфликте родители должны подавлять себя, потому что ссоры и выяснение отношений причиняют непоправимый вред детям. Ссору, возникшую в присутствии детей, необходимо завершить позитивно, чтобы они увидели, что родители помирились и им ничего не угрожает.
развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Как бороться со страхами Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то удевочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: -Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. -Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. -Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. -Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. -Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. -Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. -…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. -Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. -Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу.
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

10 заповедей для родителей Об этих правилах полезно помнить всем родителям! Уважение! Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. Угрозы! «Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. Обещания! Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. Опека! Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». Повиновение! Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. Потакание! Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. Будьте последовательны! В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. Требуйте соответственно возрасту ребенка! Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! Прислушайтесь к своим словам! Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! И ещё пару правил… Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 5. Не относитесь к его проблемам свысока. 6. Не унижайте! 7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. Родителям на заметку: У активных родителей — активные дети. Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть