Азбука здоровья

Коронавирусная инфекция

ВАЖНО!

Обычно простудные сезоны достаточно тяжелы для родителей — дети приносят из детских садов и школ весь ассортимент инфекций. Но в этом году появился еще и коронавирус, гремящий по всем новостям тревогой и неопределенностью. Что родителям нужно знать о вирусе, и как вы можете защитить себя и своих детей?

Коронавирусная инфекция - острое вирусное заболевание с преимущественным поражением верхних дыхательных путей или ЖКТ по типу гастроэнтерита.

 

свернуть

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК ПОСТУПИТЬ?"

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК ПОСТУПИТЬ?"

      Огромное значение в жизни каждого ребёнка имеет посещение им учреждения дошкольного образования. Однако родители должны знать о том, что в период обострения вирусных инфекций велики шансы, что малыш подхватит простудное или инфекционное заболевание. Ваш ребёнок часто болеет? В этом нет ничего удивительного.

Многие родители ведут своих детей в учреждение, не придавая никакого значения тому, что у ребёнка явные признаки начинающейся болезни. Это насморк или кашель. Они просто не хотят этого замечать. Причины у каждого свои. Бывают случаи, когда видимые симптомы развивающейся болезни не видны. Бывает и такое, что ребёнок является носителем какой-либо инфекции, но сам при этом не болеет. Правда, из этого не следует, что ребёнка не нужно приводить в учреждение дошкольного образования. Он может подхватить инфекции и на обычной детской площадке, и даже в общественном транспорте или магазине.

Ребенка однозначно нельзя вести в учреждение дошкольного образования, если:

  • в течение 24 часов до предполагаемого контакта с детьми в группе у него была температура выше 38 (даже если прямо сейчас температуры нет);
  • наблюдаются даже незначительные сопли и кашель, температуры вроде бы нет, но ребенок вялый и сонный;
  • у ребенка кишечная инфекция, выражающаяся в рвоте и частом поносе;
  • на коже непонятная сыпь или гнойники;
  • ангина в любой форме;
  • температура выше 37,0 в тот момент, когда вам пора собираться в дошкольное учреждение.

При любом из перечисленных признаков ни один из здравомыслящих родителей не поведет ребенка в учреждение. Однако, если вы заметили ребенка с перечисленными симптомами в группе, вы имеете полное право обратить на это внимание воспитателя дошкольного образования или помощника воспитателя.

Могут ли принять ребенка в учреждение с признаками заболевания?

  Даже если у ребенка есть незначительные признаки заболевания, воспитатель может индивидуально направить «подозрительного» ребенка в медицинский кабинет. На основании осмотра медицинский работник может порекомендовать родителям отвести ребенка в поликлинику, где ему либо открывают «больничный», либо выдают справку, что он здоров. Если такая справка есть у ребенка на руках — значит, врач подтвердил его «незаразность», и его не имеют права не принять в группу, даже если сопли и кашель никуда не делись.

     Возникают следующие вопросы: Что сделать, чтобы избежать постоянных больничных по причине частых болезней ребёнка? Как придать способность иммунитету ребёнка противостоять большинству инфекций? Что же необходимо сделать для того, чтобы у вашего малыша выработался иммунитет к вирусным заболеваниям.

                

Уважаемые родители, ознакомьтесь с простыми правилами

 и примите к своему сведению наши советы.

Правило №1.

    Не стоит создавать своему малышу тепличные условия. Врачи рекомендуют чаще бывать на свежем воздухе. А дома, не стоит создавать идеальную стерильную обстановку. Большая просьба не путать такие выражения, как «идеальная» и  «элементарная» стерильная обстановка в доме.

Правило №2.

   Душевное равновесие ребенка. Некоторым родителям покажется, что это полная ерунда. Как может психическое здоровье ребенка влиять на инфекции? Такие родители, глубоко заблуждаются. Научно доказано, что душевное равновесие напрямую влияет на способность иммунитета сопротивляться инфекциям.

Как сохранить душевное равновесие? Вот несколько рекомендаций:

     Во-первых, постарайтесь организовать ребёнка так, чтобы перед походом в сад он не плакал и не капризничал. Заинтересуйте его. Он должен сам захотеть пойти туда. Расскажите ему об интересных вещах, которые его там ждут, как там будет интересно, о том, что там будут другие детки, жаждущие с ним познакомиться и поиграть вместе в интересные игры.

     Также нужно знать о том, что нельзя оставлять малыша в первое время в учреждении дошкольного образования на целый день. Привыкание должно быть постепенным, с разумным увеличением времени пребывания по дням. Для каждого ребёнка оно индивидуально. Правда, во многих случаях не сильно различается. Опытный педагог все вам расскажет уже после первого общения с вашим ребёнком.

Правило №3.

       

     Сбалансированное питание. Ежедневный рацион питания ребенка должен быть таким, чтобы он получал все необходимые суточные витамины и микроэлементы. Диетологи так же советуют употреблять воду в большем количестве, нежели соки.

Правило №4.

   Закаливание. Действительно, по статистике закаленные дети болеют намного реже остальных ребятишек. Но прежде чем приниматься за закаливание своего ребёнка, необходимо узнать все особенности закаливания. Ведь, не зря говорят, что всё хорошо в меру. Иначе, просто можно получить совсем иной эффект. Вы же не хотите сделать вашего ребёнка больным на всю жизнь.

Правило №5.

    Употребление иммуномодуляторов. Применять их стоит только после консультации у врача, специализирующегося по иммунным добавкам, т.к. неправильное их применение приведет к ослаблению функции иммунитета. Можно применять и натуральные иммуномодуляторы, такие как, мёд, сироп шиповника и варенье.

Мы надеемся, что ваш малыш будет расти здоровым! 

 

 

О  порядке выдачи обучающимся медицинской справки о состоянии здоровья в учреждениях дошкольного и общего среднего образования

свернуть

Упражнения для исправления осанки у ребенка

Упражнения для исправления осанки у ребенка

С помощью специальных упражнений можно укреплять и корректировать осанку, исправлять нарушения осанки. Данные упражнения рекомендуются для выполнения детьми в возрасте от 4 лет, а также школьниками.

Упражнения для укрепления осанки и ее правильного формирования

Итак, начнем с упражнений, которые делают, лежа на животе. Лучше всего эти упражнения выполнять на жесткой ровной основе, как нельзя лучше для этих целей подходит не толстый коврик, расположенный на полу комнаты.

«Волна». Ребенок лежит на полу, его руки прямо вытянуты перед вперед. Следующий этап — одновременное поднятие обоих рук и нов вверх, прогнувшись в пояснице, тело опирается на грудную клетку, таз и живот. Задержаться в данном положении на секунду, затем вернуться в исходное положение. Упражнение повторяют не менее пяти раз, дыхание при его выполнении произвольное.


«Крокодил». Ребенок ложится на живот, опираясь при этом ладошками рук об пол. Затем медленно приподнимает голову вверх, прогибаясь в пояснице и стараясь при этом как можно сильнее потянуться вперед (но, не отрывая рук от пола). На заключительном этапе голову необходимо опустить на руки и полностью расслабить тело. Во время выполнения этого упражнения дыхание может быть произвольное, а повторить его необходимо не менее пяти раз.

«Лягушка». Кисти согнутых в локтях рук приблизить к плечам ладонями вперед, пальцы рук напряжены, разведены, большие пальцы касаются плеч, локти прижаты к туловищу; голову держать прямо, грудную клетку приподнять; плечи, лопатки на одном уровне. Согнуть руки в локтях перед собой, опустить на них голову, расслабиться. Дыхание во время выполнения упражнения произвольное, повторить не менее пяти раз.

«Плавание». Поднести руки, сложенные ладонями, к подбородку, выпрямить их, развести в стороны, повернув кнаружи. Затем согнуть руки в локтях перед собой, опустить на них голову и расслабиться. Упражнение повторяется более пяти раз, дыхание во время выполнения упражнение произвольное.

А вот физические упражнения, выполняемые лежа на спине. Их также удобнее всего выполнять на полу, предварительно положив на него, например, шерстяное одеяло в один слой.

«Велосипед». Лежа на спине поднимаем обе ноги над полом и имитируем движения, как при езде на велосипеде («крутим педали»). После 5-10 «вращений педалей» опускаем ноги на пол и отдыхаем несколько секунд. Затем повторяем упражнение еще около десяти раз.

«Ножницы». Ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки «по швам». Держа ноги вместе приподнимаем их над полом и разводим в разные стороны, затем скрещиваем, опять разводим в стороны и скрещиваем, сменив ногу, которая находится выше. Опускаем ноги на пол, и отдыхаем 2-4 секунды. Повторяем упражнение до десяти раз.

Конечно, очень важно, чтобы за осанкой следили не только родители дома, но и воспитатели в детском саду. 

свернуть

Планшет польза или вред

Все наслышаны про вред компьютеров для здоровья как детей, так и взрослых, поэтому и запрещают детям эти современны технологии. Не стоит категорически запрещать ребенку пользоваться современными гаджетами. Современные дети должны свободно ориентироваться как в реальном, так и виртуальном пространстве, этого требует современный мир, который все больше становится технологическим.

Поэтому полного запрета на компьютер быть не должно. Другое дело, что надо контролировать и ограничивать время, проведенное перед монитором нужно обязательно.

Многие родители занимаются ранним развитием ребенка по различным развивающим методикам и планшет может стать в этом отличным помощником. На сегодняшний день существуют тысячи развивающих приложений, игрушек, программ для детей самого юного возраста. Есть также «живые» сказки,где персонажей можно слышать, они двигаются, что-то говорят. Намного интереснее смотреть и слушать, а потом еще и играть, чем просто слушать сказку. С помощью некоторых приложений ребенок легко выучит счет и цвета, домашних и диких животных, азбуку… и все это в игровой форме.

Также планшет незаменимый помощник в дороге, ведь в него можно закачать сотни интересных и полезных занятий для ребенка любого возраста, не говоря уже про видео и музыку.

Безусловно, нужно следить, чтобы ребенок правильно сидел за компьютером или с планшетом, чтобы это не длилось слишком долго, чередовать занятия на планшете с активными совместными играми или развивающими занятиями с мамой. В целом психологи рекомендует, чтобы ребенок проводил за компьютером не более 2-х часов в день, и чем меньше ребенок, тем меньше времени он должен заниматься или развлекаться с компьютером.

Конечно, в нем должны быть и игрушки, но большую часть должны занимать полезные приложения (развивающие, творческие, обучающие), книги и мультфильмы/фильмы для детей, которые вы предварительно отберете. В таком случае современные технологии будут приносить только пользу вашему ребенку.

свернуть

Выбор зубной щетки и зубной пасты для ребенка

 

Очень большую роль играет в профилактике кариеса и стоматологических заболеваний у детей имеет выбор зубной щетки и зубной пасты. Многие родители даже не подозревают, что у ребенка должна быть своя щетка и паста, а чистят зубки малышу своей щеткой и взрослой зубной пастой.

Сейчас на прилавках детских магазинов и аптек имеется огромный выбор средств гигиены для ухода за полостью рта ребенка, но немногие родители умеют правильно выбрать их для своего чада.

Зубная щетка для ребенка

Зубные щетки состоят из нескольких частей: ручка, рабочая часть, и шейка (между ними). Рабочая часть должна быть такой, чтоб ребенку было удобно держать в руке, поэтому ребенка лучше подключать к выбору зубной щетки. Рабочая часть должна захватывать в среднем 2 зуба. Так же зубные щетки подразделяются по степени жесткости щетины рабочей части на очень мягкие, мягкие, средней жесткости, жесткие, и очень жесткие. Но сразу могу сказать, что для детей лучше выбрать от очень мягкой, до средней жесткости.

Для самых маленьких существуют специальные насадки на палец мамы, чтоб чистить язычок и первые зубки. Лучше покупать щетку с искусственной щетиной, это относится не только к детским щеткам, но и к взрослым. Хотя сейчас в магазинах и аптеках уже и не встретишь зубные щетки с натуральной щетиной. Детям стоит выбрать щетку яркую, красивую, чтоб придать чистке зубов и уходу за полостью рта вид игры. Не нужно забывать, что зубные щетки нужно регулярно менять, так как на них остаются остатки пищи, микроорганизмы зубного налета. Следует менять щетку раз в 2-3 месяца, это касается как детей, так и взрослых. Не нужно экономить на своем здоровье, а тем более на здоровье ребенка. Теперь перейдем к не менее важной части гигиенических процедур, без которой снижается эффект всех проводимых процедур.

Детские зубные пасты.

Ну, наверное, не секрет для каждого, что зубные пасты подразделяются на две большие группы: гигиенические и лечебно-профилактические. Гигиенические пасты направлены на очищения и дезодорирование полости рта и не содержат в своем составе лечебных добавок. Ими могут пользоваться людьми со здоровыми зубами и пародонтом. К таким пастам относятся «детская», «Артек», «мятная», но все эти пасты вошли в историю вместе со своими названиями. Давненько их не видно на прилавках нашей страны.

Лечебно-профилактические пасты обладают лечебными и профилактическими свойствами. В состав этой группы входят пасты, содержащие:

  • растительные препараты и биологически активные вещества. Эти вещества оказывают противовоспалительное действие на десны и всю слизистую оболочку полости рта. К данным зубным пастам относятся: «Лесная», «Лесной бальзам», «Splat» и другие.
  • соли и минеральные компоненты. Эти компоненты улучшают кровообращение, стимулируют обмен веществ в деснах и слизистой оболочке полости рта, усиливают отток от воспаленных тканей лишней жидкости. Наиболее известные представители этой категории зубных паст — «Paradontax», «Морская», «Мери».
  • соли кальция и фосфаты, фториды, активизирующие процесс минерализации. Зубные пасты «Жемчуг», «Флуодент», «Колгейт», «Бленд-а-мед», «Пепсодент»; — относятся к этой группе.

Отдельно поговорим о детских зубных пастах, поскольку это самая интересная для нас тема. Начнем с самых маленьких деток.

Ребенок чистит зубы

Так называемая детская зубная паста группы (0+)предназначена для самых маленьких детей — в возрасте до 4 лет. Как раз таким деткам необходимы гигиенические пасты с минимальным количеством красителей добавок, отдушек и ароматизаторов и абразивов. Этому есть причина — считается, что детки до 4 лет проглатывают до 50% зубной пасты.

Эта категория детских зубных паст самая малочисленная, так как многие мамочки не знают, что с появление первых зубов за ними нужно ухаживать. Яркий представитель этой группы зубных паст — «ROCS 0+».

Отдельно заметим, что в некоторых европейских странах стоматологи считают, что до 2 лет детям зубной пастой пользоваться нельзя, и рекомендуют чистить зубы ребенку бинтом, намотанным на палец.

Детки постарше должны пользоваться зубной пастой группы 4+. Такие зубные пасты подходят для детей возрастом от 4 до 7 лет. Примеры детских зубных паст данной группы: «ROCS kids 4-7 лет». При выборе детской зубной пасты этой группы нужно обратить внимание на наличие в ней минералов и отсутствие абразивных веществ, так как молочные зубки еще совсем непрочные. Данные зубные пасты содержат минеральные вещества, для быстрого созревание тканей зуба. Еще один немаловажный момент: минералы, содержащиеся в детских зубных пастах данной группы обладают такими свойствами, что проникают в ткани зуда уже через 40 секунд после начала чистки (это сделано потому, что дети не всегда чистят зубы положенное для этого процесса время).

Начиная с 7 лет ребенок может пользоваться «взрослыми» зубными пастами.

Не нужно забывать, что для гигиены полости рта нужно использовать не только зубные щетки и пасты. Необходимо пользоваться также ополаскивателями, зубными нитями, зубочистками, ершиками. Эти средства рекомендуется использовать детям старше 10 лет.

свернуть

Закаливание детей в летний период

Закаливание детей в летний период

Оздоровительная работа с детьми в летнее время является составной частью системы лечебно-профилактических и воспитательных мероприятий в учреждении дошкольного образования

 

Закаливание – система медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Закаливание- обеспечение оптимального сочетания температуры воздуха и одежды ребенка, максимальное пребывание детей на воздухе, рациональная организация сна, водные процедуры.

Закаливание воспитанников осуществляется в соответствии с утвержденной и в установленном порядке учебной программой дошкольного образования.

Для организации закаливания воспитанники должны быть распределены на две группы с учетом состояния их здоровья.

Закаливание воспитанников в учреждениях дошкольного образования должно проводиться с использованием естественных природных факторов: воздух, вода, рассеянные лучи солнца.

Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей, что связано с постоянным ее воздействием на организм ребенка, в отличие от кратковременно действующих специальных закаливающих процедур. Основным требованием для проведения закаливания детей является обеспечение чистого воздуха и рациональное сочетание температуры воздуха и одежды ребенка. Бактериальная и химическая чистота воздуха достигается проветриванием помещений. Сквозное проветривание, проводимое в отсутствие детей, создает возможность многократной смены воздуха за короткий срок. Одностороннее проветривание в летнее время проводится непрерывно.

При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие принципы:

  • Учет состояния здоровья, индивидуальных возрастных особенностей ребенка
  • Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;
  • Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;
  • Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры
  • Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды)

Все дети, посещающие дошкольное учреждение и дети, поступающие из семьи (особенно дети, страдающие хроническими заболеваниями) должны быть заранее осмотрены педиатром, узкими врачами-специалистами (их назначения по оздоровлению детей вносятся в медицинскую карту ребенка со всеми данными о состоянии его здоровья с определением группы здоровья, наличии прививок и рекомендациями по индивидуализации режима дня, оздоровительных мероприятий).

На основании данных в дошкольном учреждении медицинским работником составляется на 01.06. сводная таблица по группам здоровья, закаливания, физкультуры.

Для детей ЧДБ закаливающие мероприятия ни в коем случае не отменяются, но проводятся по индивидуальному назначению. Врач назначает для этих детей специальные лечебно-профилактические мероприятия. В комплексах утренней гимнастики предусматриваются корригирующие упражнения. Недопустимы переохлаждения и перегрев детского организма.

Организация местных воздушных ванн и соблюдение длительности прогулок (пребывание воспитанников на открытом воздухе не реже 2 раз в день общей продолжительностью не менее 3 часов 20 минут – 4 часов в зависимости от режима дошкольного учреждения) в соответствии с учебной программой дошкольного образования. Руководитель дошкольного учреждения вправе принять решение о сокращении длительности прогулок или их запрещении для воспитанников при неблагоприятных погодных условиях (град, гроза, проливной дождь, ураган, при скорости движения воздуха более 2 м/ сек и другое). Закаливание воздухом является наиболее «мягкой» закаливающей процедурой. Оздоравливающее действие воздуха необходимо использовать при организации дневного сна. В теплое время года рекомендуется дневной (ночной) сон при открытых окнах (избегая сквозняков)

Организация специальной закаливающей процедуры – общей воздушной ванны, нахождение воспитанников на улице, в облегченной одежде или в майке и трусах. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут.

Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха до 22 °С, постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «дорожке здоровья» предусматривает следующий порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, круглые камни, травяной покров. Хождение 2-3 кратное с топтанием по мокрому покрытию (мешковине) от 3 до 10 секунд. Для детей группы ЧДВ – то же, но без влажного песка. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке здоровья» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания на мокром покрытии в течение 2 недель, при температуре воздуха не ниже 20 °С.

Организация закаливающего мероприятия – контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 °С, затем 35-36 °С, и опять 24°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 °С до 40 °С, а холодной соответственно снижают до 16-18 °С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.

Для проведения водных процедур гигиенического мытья ног после прогулки необходимо следующее: скамейка или стулья, деревянные решеточки, емкости с водой, лейки, индивидуальные полотенца для ног.

К местным закаливающим процедурам относятся умывание лица холодной водой, промывание носа, полоскание горла, питьё холодной воды, хождение по воде, игры с водой.

К общим закаливающим процедурам относятся обтирание, обливание всего тела, холодный и контрастный душ, купание в открытых водоёмах, бассейнах-плескательницах. Общие водные процедуры (обливание, обтирание, купание) проводятся не раньше, чем через 3-4 минуты после еды).

Участвуют в организации закаливания воспитанников воспитатели, помощники воспитателей, медицинский работник

Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детского организма несут заведующий и медицинский работник (оценивают эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья, осуществляют контроль за организацией закаливания, методикой проведения закаливания, контролируют санитарно-гигиеническое состояние мест для проведения закаливания, проводят санитарно-просветительскую работу).

Литература:

  1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО, 2012
  2. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утверждённые постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013№ 8
  3. Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Республики Беларусь и согласованы Министерством образования Республики Беларусь от 28.04.2001г. №11-14-2- 2001
  4. Шишкина, В.А., Мащенко М.В, Какая физкультура нужна дошкольнику? Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Шишкина В.А. Мозырь , 200.

 

Памятка по контрастному обливанию ног детей в летний период

(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)

Контрастные обливания ног – хорошее тонизирующее и закаливающее средство. Благодаря смене температурных режимов воды происходит своеобразная «гимнастика» кровеносных сосудов. Холодную воду следует лить на теплые ноги (т.е. после дневного сна), летом можно сочетать с мытьем ног после прогулки. Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24 – 25°С, затем - 35–36°С, и опять 24– 25°С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2°С до 40°С, а холодной соответственно снижают до 18°С. Для ослабленных детей температура воды та же, однако схема иная: теплая-холодная-теплая вода. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.

 

Памятка по организации хождения детей босиком по «дорожке здоровья» летом

(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)

Летом необходимо приучать ходить босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т.д.). Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха +20 – +22°С, постепенно увеличивая время с 2-3 минут до 10- 12 минут. Можно организовать хождение с использованием элементов «дорожки здоровья», предусмотрев следующий порядок ее элементов:

  • травяной покров,
  • песок,
  • влажный песок,
  • гравий,
  • галька,
  • круглые бревна мостиком,
  • камни, травяной покров.

Для группы ЧДБ детей – то же, но без влажного песка.

 

Памятка по закаливанию детей воздухом летом

(извлечение из МР РБ №11 - 14-2-2001)

Общая воздушная ванна

В летнее время общую воздушную ванну дети могут принимать на улице, раздетые до трусов. Продолжительность воздушной ванны в первые дни МР РБ № 11-14-2-2001 64 1,5-3 минуты. Ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание детей раздетыми до 15-20 минут.

Контрастная воздушная ванна

Проводится после дневного сна. Путем проветривания устанавливается контрастная температура воздуха в 2-х помещениях групповой: в 1-ом – +14 – +15°С, во 2-м – +20– +25°С. По окончании дневного сна дети в трусах и майках занимаются в течение 10-15 минут двигательной деятельностью, перемещаясь из одной комнаты в другую и подвергаясь тем самым контрастным воздушным воздействиям. Для старших дошкольников разница температур может быть постепенно повышена до 13–15°С. Метод показал хорошую эффективность. В летние жаркие дни в одной из комнат устраивается сквозное проветривание и тогда ребенок, перебегающий из комнаты с более высокой температурой, будет подвергаться воздействию сильного воздушного потока.

«Дорожка здоровья»

Порядок расположения ковриков:

1) резиновый с шипами;

2) циновка;

3) коврик с шипами;

4) ребристая доска;

5) резиновый коврик с полосками

6) ящик с камушками, затем дорожка делится на 2 части:

1-я часть – мешковина, смоченная водой 40°С охлаждается до 35-36°С, за ней полотенце;

2-я часть – дорожка без мешковины, сразу же ковровая дорожка. Закаливание на «дорожке здоровья» необходимо проводить после сна: с детьми 2-3-х лет - по 2-3 ребенка в группе, старше 3-х лет - по 10-12 детей в группе. С пассивными детьми занимаются по группам из 2-3 детей. Дети в трусах и майках после туалетной комнаты выходят в группу, с ними проводятся дыхательная гимнастика и физические упражнения. Затем дети идут на «дорожку здоровья». Хождение 2-3-х кратное с топтанием по влажной мешковине до 10 сек. Для детей после болезни и ЧДБ рекомендуется хождение по «дорожке» в колготах и расстегнутой рубашке без топтания по влажной мешковине в течении 2 недель. Занятия проводятся при температуре воздуха не ниже +20°С. 

свернуть

Чистые руки - залог здоровья!

Упражнения для исправления осанки у ребенка

             С помощью специальных упражнений можно укреплять и корректировать осанку, исправлять нарушения осанки. Данные упражнения рекомендуются для выполнения детьми в возрасте от 4 лет, а также школьниками.

Упражнения для укрепления осанки и ее правильного формирования

Итак, начнем с упражнений, которые делают, лежа на животе. Лучше всего эти упражнения выполнять на жесткой ровной основе, как нельзя лучше для этих целей подходит не толстый коврик, расположенный на полу комнаты.

«Волна». Ребенок лежит на полу, его руки прямо вытянуты перед вперед. Следующий этап — одновременное поднятие обоих рук и нов вверх, прогнувшись в пояснице, тело опирается на грудную клетку, таз и живот. Задержаться в данном положении на секунду, затем вернуться в исходное положение. Упражнение повторяют не менее пяти раз, дыхание при его выполнении произвольное.

       

«Крокодил». Ребенок ложится на живот, опираясь при этом ладошками рук об пол. Затем медленно приподнимает голову вверх, прогибаясь в пояснице и стараясь при этом как можно сильнее потянуться вперед (но, не отрывая рук от пола). На заключительном этапе голову необходимо опустить на руки и полностью расслабить тело. Во время выполнения этого упражнения дыхание может быть произвольное, а повторить его необходимо не менее пяти раз.

«Лягушка». Кисти согнутых в локтях рук приблизить к плечам ладонями вперед, пальцы рук напряжены, разведены, большие пальцы касаются плеч, локти прижаты к туловищу; голову держать прямо, грудную клетку приподнять; плечи, лопатки на одном уровне. Согнуть руки в локтях перед собой, опустить на них голову, расслабиться. Дыхание во время выполнения упражнения произвольное, повторить не менее пяти раз.

«Плавание». Поднести руки, сложенные ладонями, к подбородку, выпрямить их, развести в стороны, повернув кнаружи. Затем согнуть руки в локтях перед собой, опустить на них голову и расслабиться. Упражнение повторяется более пяти раз, дыхание во время выполнения упражнение произвольное.

А вот физические упражнения, выполняемые лежа на спине. Их также удобнее всего выполнять на полу, предварительно положив на него, например, шерстяное одеяло в один слой.

«Велосипед». Лежа на спине поднимаем обе ноги над полом и имитируем движения, как при езде на велосипеде («крутим педали»). После 5-10 «вращений педалей» опускаем ноги на пол и отдыхаем несколько секунд. Затем повторяем упражнение еще около десяти раз.

«Ножницы». Ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки «по швам». Держа ноги вместе приподнимаем их над полом и разводим в разные стороны, затем скрещиваем, опять разводим в стороны и скрещиваем, сменив ногу, которая находится выше. Опускаем ноги на пол, и отдыхаем 2-4 секунды. Повторяем упражнение до десяти раз.

Конечно, очень важно, чтобы за осанкой следили не только родители дома, но и воспитатели в детском саду. 

 

свернуть

Питание ребенка летом

Как организовать питание ребенка в летнее время? Летом процессы роста у детей протекают наиболее интенсивно, в связи с чем повышается потребность в белке - основном пластическом материале. Кроме того, в жаркие дни организм ребенка теряет с потом значительное количество минеральных веществ и витаминов. Для покрытия этих дополнительных затрат требуется увеличение калорийности и пищевой ценности рациона. С другой стороны, в жаркие дни у детей нередко ухудшается аппетит. Как организовать питание ребенка в летнее время? Во-первых, калорийность питания должна быть увеличена примерно на 10-15%. С этой целью в рационе ребенка следует увеличить количество молока и молочных продуктов, в основном за счет кисломолочных напитков и творога как источников наиболее полноценного белка. В рацион необходимо включать первые овощи: редис, раннюю капусту, репу, морковь, свеклу, свекольную ботву, свежие огурцы, позднее - помидоры, молодой картофель, а также различную свежую зелень (укроп, петрушку, кинзу, салат, зеленый лук, чеснок, ревень, щавель, крапиву и др.). Во-вторых, необходима рациональная организация режима питания ребенка. В жаркие летние месяцы режим питания рекомендуется изменить таким образом, чтобы обед и полдник поменялись местами. В особенно жаркое полуденное время, когда аппетит у ребенка резко снижен, ему следует предлагать легкое питание, состоящее в основном из кисломолочного напитка, булочки или хлеба и фруктов. После дневного сна отдохнувший и проголодавшийся дошкольник с удовольствием съест весь обед, состоящий из калорийных, богатых белком блюд. Повышение суточной калорийности питания ребенка может быть достигнуто за счет увеличения пищевой ценности завтрака. В него рекомендуется включать богатое белком блюдо (мясное, рыбное, творожное, яичное). Это также физиологически более обоснованно, т. к. после ночного сна, в прохладное утреннее время дети едят с большим аппетитом. В летнее время, кроме общепринятых четырех приемов пищи, ребенку можно предложить пятое питание в виде стакана кефира или молока перед сном. Это особенно рационально в том случае, когда ужин дается в более ранние сроки, а время укладывания ребенка на ночной сон несколько отодвигается из-за большой продолжительности светового дня. В-третьих, необходимо обращать внимание на соблюдение питьевого режима. В жаркие дни значительно повышается потребность организма в жидкости, поэтому следует всегда иметь запас свежей кипяченой воды, отвара шиповника, несладкого компота или сока. Употребление сырых соков - еще один шаг к здоровью. Это источник витаминов, минеральных солей и многочисленных полезных микроэлементов. Во многих соках с мякотью (нектарах) много пектина, а он, как известно, обладает способностью связывать продукты гниения и брожения в кишечнике и выводить их из организма.
развернуть