скоро в школу

Рекомендации родителям будущих первоклассников "Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей"

Рекомендации родителям будущих первоклассников

"Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей"

1) Организуйте распорядок дня:

  • стабильный режим дня;
  • полноценный сон;
  • прогулки на воздухе.

2) Формируйте у ребенка умение общаться:

  • Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

3) Уделите особое внимание развитию произвольности:

  • Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

  • Во время прогулок наблюдайте за изменениями в природе. Обращайте внимание на различные явления природы (дождь, снег, радуга, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).
  • Выучите названия времен года. Тренируйте умение определять время года на улице и картинках.
  • Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.
свернуть

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности

Как подготовить ребенка к школе и развить его способности
Подготовка к школе - серьезная и трудная задача. От ее решения во многом зависит желание и готовность ребенка учиться, его адаптация в школе и классе, психологическое благополучие первоклассника. Предлагаем несколько полезных практических рекомендаций.
• Большое внимание уделяйте чтению. Начиная с рождения ребенка важно обращать внимание на его речевое развитие. Родителям нужно много беседовать с ребенком, выразительно читать, а лучше декламировать наизусть стихотворные тексты (потекши, песенки), максимально пере давая эмоцию, умело интонируя, передовая эмоцию. В этом случае ребенок не только будет чувствовать себя более уверено, но и быстрее освоит родную речь. А это в будущем благоприятно скажется на развитие мышления и других психических функций. Постепенно усложняйте произведения.
• Обязательно обсуждайте читаемое с ребенком произведение. Весьма распространенной ошибкой родителей является уверенность в том, что достаточно регулярно читать ребенку народные сказки и произведения признанных мастеров художественного слова. Во-первых, нужно принимать во внимание, что малыш еще не обладает большим запасом представлений и жизненным опытом, поэтому многое из услышанного просто не понимает. Современному ребенку неизвестны реалии быта, описанные в народных сказках и произведениях советских писателей. Следует сразу, по ходу чтения, давать пояснения, интересоваться у ребенка понимает ли он значение того или иного слова. Во вторых, ребенок может сделать из прочитанного неправильный вывод.
• Тщательно отбирайте художественные произведения. Книги должны соответствовать возрасту ребенка, его интересам, содержать идеи гуманистической направленности. Важно самому прочитать произведение, подумать, все ли ребенку будет понятно, чему оно учит.
• Сами читайте художественную литературу, в том числе и современных белорусских и зарубежных авторов для детей, обсуждайте в семье литературные новинки. Личным примером побуждайте ребенка к чтению, знакомству с окружающим миром через книги и общение.
• Посещайте с ребенком библиотеку, научите самостоятельно выбирать книги, пользоваться каталогом. Это стимулирует интерес к чтению, дает возможность приобрести умение работать с информацией, классификацией, структурированием.
• Не бойтесь признаться, что чего-то не знаете. Ищите ответы на возникающие у ребенка вопросы вместе, приучайте его добывать знания, используя словари, энциклопедии, интернет.
• Стимулируйте любознательность ребенка, побуждайте его задавать вопросы, интересоваться причинами происходящего вокруг и с ним самим. Важно, что бы ребенок не боялся спрашивать, не соответствовать ожиданиям окружающих, признаться, что ему что-то неприятно, чувствовал поддержку со стороны взрослых, готовность ему помочь.
• Не устанавливайте для ребенка границ в приобретении знаний. Зачастую родители ограничивают своего ребенка, говоря, что он еще мал, чтобы справиться с чем-либо, для него это слишком сложно. Так возникший у ребенка интерес, не получив подкрепления, угасает, теряется инициативность, желание экспериментировать, утрачивается вера в себя и свои способности.
• Приучайте ребенка планировать свою деятельность и самостоятельно анализировать осуществление ее отдельных этапов и полученных результатов. Это касается режима дня, чередования труда и отдыха, объема и сроков выполняемых заданий. В этом случае развивается самостоятельность, формируется ответственность.
• Повышайте общий уровень осведомленности ребенка об окружающей действительности. Например, о животных и растительном мире, технике и транспорте, профессиях. Для этого можно использовать различные видеоролики, мультимедийные презентации. Например, тема «Часы»: модели чесов, изображение видов часов (песочные, солнечные, цветочные, водяные), история часов, игра «Который час», пословицы, загадки, рассказы и сказки о часах и времени.
• Приучайте ребенка обращать внимание на общий принцип решения любой задачи. Важно нацелить ребенка на понимание сути задания, а не на бездумное копирование по образцу, указать на возможность использования прошлого опыта. В этом случае изменение условий в новых задачах будут вызывать у него не страх неудач, а желание проявить свои творческие способности.
• Уделяйте внимание физическому развитию ребенка, его общей физической подготовке. Обеспечить ее помогут ежедневная зарядка, подвижные игры, регулярные прогулки на свежем воздухе, походы (пешие, велосипедные), занятия танцами, посещение спортивных секций. Благодаря таким занятиям у ребенка формируется ответственное отношение к своему здоровью, верное представление о своем теле и физических возможностях, способах самосовершенствования.
• Развивайте творческие и художественно-эстетические способности ребенка. Вместе посещайте музеи, выставки, знакомьте малыша с работами известных художников, прививайте любовь к прекрасному. Побуждайте ребенка к созданию собственных произведению. Подобная работа содействует развитию творческих способностей, а так же мелкой моторики, восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.
• Развивайте музыкальные способности ребенка. Вместе слушайте музыкальные произведения разных стилей и жанров, посещайте концерты, делитесь своими впечатлениями, учите описывать свои чувства, возникающие в воображении образы.
• Вовлекайте ребенка в совместную деятельность. Важно, чтобы он чувствовал себя частью семьи, свою значимость для вас, учился сотрудничать при выполнении различных заданий. Это касается любой деятельности ребенка: игровой, коммуникативной, познавательной, трудовой, двигательной. Например, совместная уборка, стирка, рукоделие, участие в приготовлении пищи, занятия спортом.
Желаем успехов!

свернуть

Памятка родителям будущих первоклассников

Памятка родителям будущих первоклассников

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. 

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. 

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге. 

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

свернуть

Развитие памяти у детей 5-6 лет

03.02.2023

"Научите дошкольников играть в шахматы"

09.01.2023

 В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей. Предлагаю вашему вниманию полезную информацию про шахматы. В этой рубрике вы узнаете: «Что такое шахматы»? « Когда лучше начать заниматься с детьми шахматами»? « Чем полезны занятия шахматами для ребёнка»? « Правила игры в шахматы»  и многое другое.

ШАХМАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

      Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.

Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

1.     Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

2.     Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности (что для гиперактивных ребят выполняет еще и коррекционную функцию).

3.     Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности, этому особенно способствует решение комбинаций, задач и, конечно же, «музыки шахмат» — этюдов.

4.     Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

Функции шахмат в развитии детей

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

  • Познавательная. Играя в шахматы, ваш ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

  • Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

  • Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физподготовке.

Как начать обучение шахматам

Оптимальный возраст для первого знакомства малыша с шахматами - три-четыре года. Основная форма - игровая. Ни в коем случае не ставьте своей целью вырастить "нового Крамника". Не принуждайте ребенка заниматься - рискуете "перекормить" его шахматами. Потрудитесь лучше над тем, чтоб заинтересовать малыша.

Отдавать его сразу в шахматный клуб не стоит. Во-первых, неизвестно, как поведет себя ребенок в новой обстановке с чужими людьми, а во-вторых, практически везде занятия платные. А так как на начальном этапе главное - привить интерес к игре и рассказать основы, то это смогут сделать и родители.

Первый шахматный урок

Первый урок должен быть ярким, веселым, запоминающимся. Ребенок прежде всего ждет от него праздника и удивительных историй с приключениями.

В помощь себе купите учебник, посвященный детским шахматам.

Для начала расскажите ребенку сказку про "короля, королеву и их свиту", покажите ему красочные книжки с фигурами на картинках, инсценируйте сценку, используя любимые игрушки ребенка.

Мальчикам, обожающим "войнушку", можно сказать, что доска - это поле битвы, а фигуры олицетворяют разного рода войска.

Не рассчитывайте сразу же играть целые партии с 5-летним ребенком. В течение первого года он должен усвоить только, как ходит та или иная фигура. Придумайте нетрудные задачки, цель которых - научить ребенка анализировать и понимать, куда в той или иной ситуации может пойти пешка, конь или ферзь.

Первые уроки должны длиться не более 20 минут. Не забывайте и о физкультминутке. Ребенку необходимо отвлекаться и разминаться. Заканчивать надо до того, как ему станет скучно.

Детские шахматные турниры

Чтобы заинтересовать ребенка, родители часто подыгрывают ему. Не переусердствуйте! Будет только хуже. Ребенок может привыкнуть к легким победам и остановиться в своем развитии. Тогда есть большая вероятность, что первое же поражение больно ударит по неокрепшей психике малыша и навсегда погубит его интерес к шахматам. Объясните ребенку, что это всего лишь игра и нельзя воспринимать поражение как трагедию.

Соревнования между детьми проводятся начиная с 8-летнего возраста, но не спешите записывать ребенка в список участников. Не все дети в этом возрасте морально готовы к соперничеству. Психологи советуют подождать до 12 лет.

На занятиях по развитию мышления при помощи шахмат не ставится цель получить хорошие спортивные результаты. В дошкольном и школьном возрасте такая нагрузка может оказаться непосильной. Не каждый ребенок способен стать чемпионом. Но обучение ребенка шахматам с раннего возраста является отличной умственной гимнастикой и залогом хорошего школьного обучения. Поэтому чаще всего шахматы – это важная составляющая гармоничного развития, одна из ступенек жизненного успеха.

Шахматы для детей, страдающих от гиперактивности, слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения, являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры в шахматы успокаиваются, становятся более уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности. Глубоким заблуждением является то, что шахматы это тихая игра. Ребенку трудно скрывать свои эмоции, он должен рассуждать вслух. Такая форма усваивания информации наиболее эффективна. Дети не просто играют в шахматы, изучая различные комбинации в игровой форме. Они проговаривают ходы, рассуждают, делятся своими впечатлениями.

На начальном этапе заниматься с ребенком шахматами должны его родители, ведь только его мама и папа знают возможности и склонности своего дошкольника. И такие занятия – осторожно дозируемые и бережно направляемые – при увлечении малыша шахматами, могут принести только пользу. Обучение ребенка шахматам можно проводить самостоятельно, даже не имея навыков игры.

Для этого нужно обзавестись необходимой литературой, изучить ее и вместе со своим ребенком начать заниматься. Процесс это интересный и увлекательный, учитывая то огромное количество литературы, которое издается сегодня и посвящено именно обучению детей шахматам.

Отметим, что знакомить ребенка с правилами шахмат необходимо в форме игры (имеются в виду игры, уже знакомые малышу), и даже больше – превратить в игру весь процесс обучения.

Правила игры в шахматы

В шахматы играют на специальной доске два соперника, у каждого по 16 фигур, расставленных, как показано на рисунке. Игроки ходят поочередно, белые делают первый ход. Фигуры перемещают по особым схемам (описанным ниже).

Перемещение фигур:
Пешка (пеший воин) может за один ход продвинуться на одну клетку прямо вперед, а при первом ходе на две клетки. Пешка «бьет» чужую фигуру на клетке впереди и впереди по диагонали. Добравшуюся до противоположного края доски пешку можно обменять на любую пленную фигуру, даже королеву.
Королева (визирь) – самая сильная фигура в игре. Передвигается на любое количество клеток в любом направлении.
Король (в древней игре тоже король) передвигается в любом направлении на одну клетку. Когда игрок лишается своего короля, то он считается проигравшим.
Слон (епископ) может передвинуться на любое количество клеток по диагонали.
Конь (всадник) может продвинуться на две клетки вперед или назад, а затем на одну клетку влево или вправо. Он может перепрыгивать через другие фигуры.
Ладья (колесница) может за ход продвинуться на любое количество клеток вперед или назад, вправо или влево.

Цель игры – взять в плен чужого короля. Вражескую фигуру можно «съесть», если поставить свою фигуру на ее место. Поверженные фигуры убирают с доски. Когда чей-либо король находится на клетке, где при следующем ходе ему грозит «плен», то ему объявляют «шах» и он обязан отойти на безопасную клетку. Если таковой не находится, то королю объявляют еще и «мат». На этом игра заканчивается поражением той стороны, которая потеряла короля.


                                            Что дает игра в шахматы ребенку?
В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.


Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий. Уже в начальной школе дети сталкиваются с заданиями, требующими этого качества. Овладев данным навыком, ребенок умеет планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных  целей.

Процесс обучения азам этой древней игры способствует развитию у детей ориентирования на плоскости, пространственного воображения, формированию аналитико-синтетической деятельности, учит ребят запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценнейших качеств, как внимательность, терпеливость, изобретательность, гибкость. Всех тех качеств, которые будут так необходимы ребенку уже в первых классах современной школы.
Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
И, наконец, шахматы учат творчеству. В отличие от многих школьных дисциплин, в шахматах нет готовых ответов на все вопросы. Ребенок учится соотносить мыслительные процессы с практическими действиями, творчески применять полученные на занятиях знания, искать нетривиальные решения и создавать прекрасные комбинации на доске.
Для ребенка же шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием.
Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 4-6 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте.

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс).
Поэтому, вводя детей в удивительный мир деревянных королей, мы широко используем шахматные сказки, ребусы, загадки, шарады, метаграммы, занимательные задачи, викторины.

свернуть

Готов ли ребенок к школе?

21.12.2022

Организация совместной работы педагогов и родителей

Подготовить старших дошкольников к обучению в школе — одна из главных задач воспитателей и психологов. Однако объем знаний в тех программах, по которым готовят к школе в детских садах, зачастую значительно превышает то, что требуется в первом классе школы. Заня­тия с педагогами дополнительного образо­вания, посещение подготовительных клас­сов при гимназиях и лицеях, различных «групп подготовки к школе» в развиваю­щих центрах, домах культуры и т.п., а также наличие в свободной продаже огромного количества обучающих матери­алов и пособий приводят к тому, что большинство детей поступает в школу, так сказать, «интеллектуально подготовленны­ми». Этого багажа знаний вполне доста­точно, чтобы прийти собеседование при зачислении в первый класс (хотя по правилам это вовсе не обязательно: ребен­ка должны принять в школу без всяких проверок и собеседований), а вот уже в школе начинаются проблемы.

Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе,— это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и причины их коренятся в дошкольном детстве.

Подготовленность к школьному обуче­нию на самом деле не исчерпывается умением читать, писать и оперировать числами в пределах десятка, т.е. собствен­но тем, что проверяют при поступлении в школу и к чему стремятся педагоги детских садов и родители. Даже если ребенок хорошо читает, считает до ста, имеет широкий кругозор и справляется с логическими задачами и головоломками, предназначенными для детей 8—9 лет, это не гарантирует успешного обучения в школе, так как свидетельствует лишь о его интеллектуальном развитии и хорошей памяти (что само по себе прекрасно и облегчит ему обучение, точнее, усвоение новых знаний).

Комплексная подготовка предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также достижения определенного уровня физичес­кой зрелости. Однако в области социаль­ного, эмоционально-личностного и физи­ческого развития с помощью кратковре­менного и интенсивного воздействия, по­добного упомянутому выше интеллекту­альному «натаскиванию», успеха достичь невозможно. В результате в школу прихо­дят дети, не готовые к пониманию самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в отношениях между людьми, смутно представляют их социаль­ные роли, не знают, когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Некоторые вообще не понимают, кого надо слушаться — учите­ля или соседа по парте.

Таким детям непросто найти свое место в коллективе, включиться в учебный про­цесс. Очень часто у них не сформирована учебно-познавательная мотивация: обуче­ние, усвоение нового не является для них значимой целью (это, кстати, беда 90% первоклассников). Данные опросов учени­ков первого класса показывают, что от школы они ждут в первую очередь воз­можности «приобрести новых друзей», «надеть красивый рюкзачок», «понравиться учительнице», «не спать днем», «гулять, когда ребята в садике еще не вышли». Детям нравятся «занавески в классе», «вкусные булочки», «перемены, где бегают», «тетрадки с котенком на обложке», «что все вещи новые» или льстит, что теперь они «взрослые почти что», «встают сами по будильнику», что «некоторые еще не пошли в школу и остались в саду». Эти ответы свидетельствуют о том, что воспри­ятие школы детьми 6,5—7 лет далеко от того, что от них ожидают взрослые, и по сути своей они еще дошколята.

Что же нужно сделать? Воспитатель еще в старшей или подготовительной к школе группах может объяснить детям, зачем ходят в школу. Лучше сделать это в форме игры («Угадайте, что такое особен­ное делают только в школе») или в доверительной беседе. Родители тоже должны быть подготовлены к разговору с ребенком на эту тему. В «родительском уголке» можно вывесить список тем для бесед с малышом, сценарии игры в «школу» (с игрушками и с детьми-партне­рами), картинки из школьной жизни для обсуждения. Например, на одной картин­ке нарисована девочка, делающая уроки, на другой — два мальчика, бегающие друг за другом на перемене, на третьей — стол с книгами и ящик с игрушками, а между ними растерянный мальчик. Спросите ребенка, какая картинка ему больше нравится, какая больше похожа на жизнь школьника, что он выбрал бы сейчас — уроки или игрушки, а что — когда пойдет в школу...

Можно разложить на отдельном столике в группе книги или даже учебники для первого класса и написать: «Эти интерес­ные книжки мы прочитаем в школе». Можно придумать вопросы, которые на­верняка заинтересуют детей (в каждой группе интересы могут быть свои, и знают о них лишь педагог и родители): «Почему звездочки светят? Откуда взялись динозав­ры? Какие бывают бабочки? Как устрое­ны роботы? Все это вы узнаете в школе».

Постоянные беседы, стимулирование познавательных интересов, экскурсии в школу и обсуждение увиденного в дет­ском саду и дома помогут детям реальнее представить свое школьное будущее.

Однако одной познавательной мотива­ции для успешного обучения в школе тоже недостаточно, необходима психоло­гическая готовность.

Простейшую проверку психологической готовности могут провести воспитатель, психолог или сами родители.

Выясните, умеет ли будущий школьник

  • заниматься одним делом (не обяза­тельно интересным) в течение 20—30 минут или хотя бы сидеть это время на месте; правильно  понимать  с  первого  раза
    простейшие задания — например, нарисо­вать   мужчину   (а   не   просто   человека, принцессу, робота или что захочется);

  • действовать точно по образцу (напри­мер, срисовать простой рисунок, не заме­няя деталей, не используя другие цвета);

  • действовать в заданном ритме и темпе без  ошибок  на  протяжении  4—5   минут (например, рисовать простой геометричес­кий    узор    в   тетради    в    клеточку   под диктовку взрослого:  кружок  - квадрат, кружок  —  квадрат»,   а  потом  самостоя­тельно, но с той же скоростью);

  • хорошо ориентироваться в простран­стве и на листе бумаги (не путать понятия верх — низ, над — под, направо — налево; уметь нарисовать узор по клеточкам под диктовку взрослого: «три клеточки вверх,три  направо,   одна  вниз,   одна  направо,одна вверх, три направо, три вниз» и т.д.);

  • ориентироваться в понятиях больше -меньше,   раньше    —    позже,    сначала, потом, одинаковое — разное;

  • запоминать короткие стихотворения.

Социальная   и   эмоциональная   зрелость ребенка выражается в его умении контак­тировать с другими людьми (детьми и взрослыми), соблюдать принятые в обще­стве правила поведения, уметь играть в игры с правилами, самому им следовать и следить за их соблюдением другими участ­никами. Социально компетентный ребе­нок способен наладить отношения с людьми, договориться с ними без кон­фликтов, добиться своего, никого не обижая, уметь уступить в чем-то собесед­нику или партнеру.

Эмоционально зрелый ребенок не обид­чив, не агрессивен, понимает чувства других людей и способен учитывать их в своем поведении. Он умеет понимать, описывать свои чувства и вызвавшую их причину (например: «Мне грустно потому, что все ушли, а я не люблю быть один»). Такой ребенок не будет безутешно рыдать на празднике из-за того, что ему забыли дать флажок, а тихо подойдет к воспита­телю и попросит.

При поступлении в школу в сложном положении оказываются дети, не умею­щие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение полностью парализует их. Неудача в каком-то деле надолго приводит к ощущению своей неполноцен­ности, удовольствие переходит в бурную радость. При этом способность к воспри­ятию окружающего (в том числе учебного материала) резко снижается. Поглощен­ные своими переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, у них ослабевает внимание, исчезает способность к рассуждению и логическо­му мышлению. Иногда ребенок может показаться глупым, неспособным, особен­но в стрессовой ситуации: на вступитель­ном собеседовании, тестирова­нии, а в дальнейшем при ответе у доски.

С тревожными и аффективными детьми психолог детского сада должен работать в союзе с родителями. Уже к 6—6,5 годам возможно научить ребенка контролиро­вать свои чувства и переживания, позна­комить его с приемами «самоуспокоения» (например, «уговаривать самого себя»: «Все хорошо, все сейчас пройдет, я успокоюсь, все получится...»). При этом важно избегать формулировок с частицей «не»: «Не надо плакать», «Мне нельзя нервничать» и т.п.

Нужно научить ребенка простейшим дыхательным упражнениям (10 глубоких вдохов—выдохов), технике «отстранения» (представить, что все неприятности отго­рожены толстым стеклом, текучей водой и т.д.). Заниматься этим должен только квалифицированный психолог; он же обу­чает родителей, так как обычно механизм возникновения аффекта у ребенка тот же, что у его матери или отца, а в ситуации напряжения происходит взаимозаражение негативными эмоциями, и избавляться от них необходимо всем вместе.

Родителям даются рекомендации, как реагировать на аффективные вспышки ребенка,— помогать ему, а не впадать в ярость или панику вместе с ним.

Трудно приходится в первом классе левшам, гиперактивным и невнимательным «шустрикам», замедленным «мямликам», застенчивым «нелюдимам» и юным «агрес­сорам». Они требуют особого внимания и при подготовке к школе, и в процессе обучения в первом—втором классах. Такие дети вряд ли смогут сами готовить уроки, им обязательно потребуется помощь роди­телей. Поэтому «продленка» здесь нежела­тельна, целесообразнее организовать жизнь ребенка с нормированными, по­сильными ему нагрузками и помощью взрослых.

Дети с органическими или функцио­нальными нарушениями нервной систе­мы, с различными неврозами (заикание, энурез, страхи, навязчивые состояния) постоянно должны находиться под наблю­дением медиков и психологов как в детском саду, так и в школе. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной слож­ности.

Если же малыша, еще не готового психологически к обучению в школе, родители все-таки отдают в лицей или гимназию, то необходимо сделать все возможное для обеспечения щадящего режима (малочисленный класс, индивиду­альный подход, полноценный отдых).

В целом же, независимо от уровня умственного, физического и эмоциональ­ного развития ребенка, важно поддержи­вать его уверенность в себе, обеспечить ему эмоциональный комфорт. Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабли­ваются к новым условиям, да и взрослым с ними гораздо легче.

 

Источник: Г. А. Никашина  «Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста» / Минск: Нац. Институт образования, 2014г.

свернуть

Готовность к школе

09.09.2022
Вашему ребёнку 5–6 лет, впереди ещё несколько лет до школы. Мы знаем, что именно с этим возрастом детей для многих мам наступает время вопросов о готовности ребёнка к школе. На что обратить внимание? Что такое «готовность к школе»? Каковы критерии оценки готовности к школе? Отвечаем на эти вопросы. Родители дошкольников знают, что мысль «скоро в школу» появляется у родителей задолго до исполнения ребёнку 6–7 лет. И уж точно, глядя на своего пятилетнего сына или дочь, каждый родитель знает – школа не за горами, пора готовиться. Конечно, сложно разобраться сразу – как именно готовиться? Дожидаться ли полных семи лет, либо отдать сына или дочь уже в шесть лет? Даже разница в один год заметна и имеет значимость для ребёнка. Чтобы легче было ответить на эти вопросы, необходимо понять – что же такое готовность к школе? Каковы её виды и критерии? Какая готовность к школе бывает Многие родители догадываются, что готовность подразумевает не только умение читать и считать. Здесь хочется в очередной раз подчеркнуть, что в этих навыках нет острой необходимости. В своём родительском стремлении оценить интеллектуальную готовность малыша к школе не стоит забывать про социальную и психологическую готовность. Также стоит помнить и о физиологии детей, которая является не менее значимой и вместе с другими видами готовности к школе формирует мотивацию к успешному обучению. Говоря о видах готовности к школе, мы выделяем следующие: социальную готовность, психологическую готовность, интеллектуальную готовность, физическую готовность. Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе У ребёнка формируются навыки для успешного восприятия новых форм общения, а также восприятия самого себя в изменившихся условиях – школьной среде и, соответственно, новое отношение к данной среде. В возрасте 5–7 лет ребёнок уже начинает осознавать, насколько соответствуют его возможности и желания его ожиданиям занимать определённое положение среди окружающих его людей. Подросший дошкольник уже сам понимает, что мало одного стремления к более «взрослому» и значимому положению в жизни. Дети начинают видеть необходимость в совершении поступков, которые будут значимыми, причём не только для них самих, но и для тех, кто рядом. Именно все эти качества старшего дошкольника будут очень кстати к моменту вступления в школьную жизнь. Психологическая готовность к обучению в школе Говоря о психологической готовности, подразумеваем зрелость психики ребёнка, ведь ему предстоит справляться со школьными нагрузками. Именно она станет основой для успешного обучения в новых условиях школьной среды. В психологическую готовность также включают мотивационную готовность – другими словами, наличие учебной мотивации, которая свидетельствует о психологической зрелости первоклассника. Интеллектуальная готовность к школе Вот здесь мы как раз и скажем о навыках и знаниях вашего малыша. Заключается данный вид готовности к школе в наличии знаний об окружающем мире, в знании основ математики, понимании причинно-следственных связей, из которых ребёнок может вывести простейшие закономерности. У будущего первоклассника должно быть развито желание узнавать новое, а также уже должна быть сформирована способность к образным представлениям, не говоря уже о достаточном уровне памяти, развитой речи, мышления и воображения. Физическая готовность к школе Несомненно, для будущего первоклассника желательно крепкое физическое здоровье. Определённый уровень зрелости организма, его систем и органов напрямую будет влиять на работоспособность ребёнка, а значит, и на способность к обучению. Кроме того, при определении физической готовности в список критериев включают необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций. Критерии оценки готовности к школе Зная виды готовности ребёнка к школе, перед нами встаёт вопрос об их оценке и критериях, на основании которых даётся заключение о готовности к школе вашего малыша. В практическом применении используются как опрос ребёнка на предмет обязательных знаний, свидетельствующих о его кругозоре, так и специальные психологические и медицинские тесты. Один из самых известных – ориентационный тест Керна – Йирасека. Тестирование расскажет специалисту о том, насколько ваш ребёнок обладает развитым мышлением, навыками слушать и слышать, выполнять задание, о котором ему не только подробно рассказали, но и дали образец для его выполнения. Также тест выявит уровень общего развития психики будущего первоклассника. В тесте 4 части: «Рисунок человека» (мужской фигуры); копирование предложения, составленного письменными буквами; задание срисовать точки; анкетирование (к примеру: назвать разницу между старыми и молодыми людьми; перечислить виды транспорта; ответить на вопрос, зачем человеку заниматься спортом?). Не менее популярным тестом является «Лабиринт». Да-да, тот самый, который часто встречается в детских журналах и развивающих книгах. Оказывается, умение пройти лабиринт выявляет (и тренирует) уровень наглядно-схематического мышления, а также психологическую стрессовую устойчивость. При оценке уровня готовности к школе выделяют высокий уровень, средний, ниже среднего и низкий. Для понимания того, к чему необходимо стремиться в развитии малыша, приведём критерии высокого уровня подготовки: хорошее физическое развитие, рука должна быть готова к письму, отличный фонематический слух, широкий кругозор, богатый словарный запас, умение читать словами, понимание переносного смысла, понимание цифр, умение управлять своим поведением, мотивированность к познавательной деятельности. Напротив, при низком уровне подготовки говорят о хорошем или удовлетворительном физическом развитии, но при этом – узком кругозоре, отсутствии готовности руки к письму, минимальном словарном запасе, отсутствии способности к пересказу текста без помощи взрослого. Одним из важных критериев является также отсутствие желания учиться. Проверить своего ребёнка также можно посредством интерактивных тестов, которые дают повозрастную оценку, к примеру отдельно оценивается ребёнок 4–5 лет, 5–6 лет и 6–7 лет. Вернувшись к этому тесту через год, родители сами смогут оценить динамику развития своего ребёнка.
развернуть

Памятка "Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?"

Памятка

"Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?"

Скоро в школу... В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

  1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого. Начало школьной жизни – большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.  Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.
  2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться. Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.
  3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.
  4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе. Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут ставить...», «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.
  5. Не старайтесь быть для ребенка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.
  6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи. Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные – проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.
  7. Хорошие манеры ребенка – зеркало семейных отношений. «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.
  8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе. Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым, Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.
  9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.
  10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения. Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.
  11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком. Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы – очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?
  12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое.

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

свернуть

Нормативные документы по обеспечению преемственности дошкольного и общего среднего образования

 

 
  1. Постановление коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 26.06.2014 № 8.1 «О преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты»
  2. Приказ Министерства образования Республики Беларуси о преемственности дошкольного и общего среднего образования в современных условиях: организационный, содержательный и образовательно-технологический аспекты 08.07.2014 № 612
  3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 4 августа 2022 г. № 230 Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования
  4. Положение об учреждении общего среднего образования (в редакции постановлений МО РБ от 04.02.20  04 №9, от 10.04.2014 №38, от 27.11.2017 №148, от 03.03.2018 № 10)
  5. Образовательный стандарт дошкольного образования
  6. Образовательный стандарт начального образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 )
  7. Постановление Министерства Здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. N 206 «Об утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и утративших силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (в ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 N 63, от 25.11.2014 N 78, от 17.05.2017 N 35, от 03.05.2018 № 39)
  8. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил "Требования для учреждений дошкольного образования" и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов".
свернуть

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Выражение "подготовить ребенка к школе" - это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей. Это еще и определенный уровень знаний, которыми будущий первоклассник должен овладеть до того, как переступит порог учебного заведения. Взволнованная мама хватается за голову: что же делать? И начинает экзекуции обучением. Но так ли они уместны? И настолько  "не готов" в школу ребенок, который плохо читает?  Как определить, готов ли ребенок в школу и что для этого нужно?

   Ребенок должен хотеть идти в школу. Если слышите от будущего первоклассника "Я не хочу в школу", значит, вы не правильно определили мотивацию. Будущего первоклассника надо заинтересовать не новыми портфелем, книгами и ручками. Ребенка должны влечь познания в школе чего-то нового и интересного. Для этого к школьной жизни чадо следует готовить не за месяц-два, а гораздо раньше - с трех-четырех лет.

   Чтобы проверить готовность ребенка к школе, нужно пройти специальные тесты. Их немало, но суть одинаковая: они определяют психологическую зрелость вашего ребенка.

   Выделяют три аспекта психологической зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Во время выяснения интеллектуальной зрелости ребенка определяется его уровень знаний и представлений об окружающем мире, явления природы, умение обобщать группу предметов (например, фрукты, овощи, обувь, головные уборы и др.), определять причинно-следственные связи (например, соединить вместе рисунки гвоздя и молотка, поскольку молотком забивают гвозди). Важно также определить уровень обучаемости, способность удерживать новые знания и применять их на практике. Для этого можно попросить ребенка повторить за ним определенную последовательность, например, точек и линий. Это позволит увидеть, может ли он работать по образцу, то есть сможет за учителем переписать то с доски. Эмоциональная зрелость - это способность длительное время выполнять не всегда интересную работу, ослабление непосредственных, импульсивных реакций. Сюда можно отнести упражнения на определение внимания ребенка. Например, практикуется упражнение с зачеркивания определенных предметов, разбросанных среди прочих, на время. Это позволяет определить умение ребенка сосредотачиваться, работать быстро и даст ответ на вопрос, сможет ли он вообще хоть некоторое время спокойно посидеть за партой, слушая учителя. Социальная зрелость - способность общаться со сверстниками, умение подстроить свое поведение законам детской группы, умение выслушивать и выполнять задания педагога.

   А вот развивать память и восприятие логической последовательности вашему ребенку помогут сказки. Именно слушая сказки, ребенок учится строить причинно-следственные связи. Очень хорошо, если ребенок возвращает назад папу или маму, которые "нечаянно" сократили уже известную сказку. Это означает, что ребенок понимает недостаток элемента в логической цепочке событий.

   Кстати, психологи убеждены, что ругать первоклассника за прихваченные вместе с учебниками в школу машинки или куклы не стоит. Знаковая функция начинает формироваться от 6 до 7 лет. Ребенок в этом возрасте все воспринимает через игру, он все еще играет, поэтому вполне нормально, что дети носят в школу игрушки. Игровая деятельность у ребенка еще на первом плане, он живет и учится играя, поэтому каждую игру надо воспринимать совершенно серьезно.

   Одна из главных качеств, которое следует развивать в ребенке задолго до первого класса, - это самостоятельность. То есть, например, не нужно кормить ребенка до семи лет с ложечки, в действительности в трехлетнем возрасте он может самостоятельно есть ложкой и даже вилкой. Самостоятельность нужно постоянно поднимать и развивать. Если постоянно все делать за ребенка, он никогда не будет готов к школе, самостоятельной жизни.

   Проверить ребенка перед первым классом следует и у врачей. Прежде всего ребенок должен иметь карту прививок. Сюда должны быть занесены обязательные от дифтерии, столбняка, полиомиелита, кори, краснухи, паротита и гепатита. Также обязательный осмотр всех узких специалистов: ЛОРа, окулиста, невролога, логопеда, стоматолога. Когда уже пройден обзор у всех врачей и готовы анализы, останется подписать медицинскую справку у участкового терапевта или семейного врача. На основе всех этих обследований определяется уровень физического развития будущего первоклассника.

Одним из последних нововведений стала необходимость первоклассникам пройти пробу Руфье. Она применяется для оценки работоспособности сердца при физической нагрузке. Результаты определяются по изменению частоты сердечных сокращений. У обследуемого несколько раз подсчитывается пульс. Первый раз - за 15 секунд после 5-минутного спокойного состояния. Второй - после 30 приседаний за одну минуту. Причем подсчитывают пульс за первые 15 секунд и последние 15 секунд первой минуты после окончания нагрузки. Показатель сердечной деятельности (ПДС) вычисляется по специальной формуле. Именно по результатам и определяется физическая группа ребенка. Т.е. какая нагрузка на уроках физкультуры является для него приемлемой.

   Умение читать у потенциального первоклашки не проверяют. Особая проверка ожидает тех детей, родители которых решили отдать их на обучение в заведение нового типа - гимназию, лицей. В отличие от обычных школ, набор в первый класс учреждений нового типа, проводится на конкурсной основе. Отбор первоклассников осуществляется по результатам собеседования.

   К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители. Они должны быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно. Также лучше, чтобы родители не задавали завышенных требований ни к ребенку, ни к педагогам. Важно, чтобы от родителей ребенок взял основное: учитель - это авторитет, которого нужно уважать. Ведь когда школа и родители будут работать с ребенком в одном направлении, поддерживать, закреплять полученные знания, тогда можно говорить о качественном образовании для детей.

Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:

Тест для родителей

1. Хочет ребенок идти в школу?

2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?

3. Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, работать с конструктором)?

4. Ваш ребенок в присутствии незнакомых чувствует себя свободно, незакомплексованно?

5. Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?

6. Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?

7. Умеет изменять существительные по числам?

8. Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?

9. Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?

10. Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?

11. Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?

12. Любит рисовать и раскрашивать картинки?

13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

14. Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?

15. Знает названия диких и домашних животных?

16. Может обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" - помидоры, морковь, лук)?

17. Может ли ваш ребенок работать самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?

18. Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результат тестирования зависит от количества положительных ответов ("Да") на вопросы теста.

Если их:

15-18 баллов - ребенок вполне готов к школе;

10-14 баллов - ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили "Нет". Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.

9 и менее баллов - необходимо обратиться к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.

свернуть

Преемственность дошкольного и 1-ой ступени общего среднего образования

 

Преемственность со школой

Школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.

В.А.Сухомлинский

     Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.

   За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

  • приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
  • включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формировать знания об окружающем мире;
  • стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

  • формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
  • развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

 

          Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования                               и семьи – основа  подготовки первоклассников

                                           …Школьное обучение никогда не начинается с пустого

                               места, а всегда опирается на определенную стадию развития,

                                                            проделанную ребенком ранее»

                                                                                                                                                                                                                    В.А. Сухомлинский

            В нашем учреждении дошкольного образования основой для успешной мотивации старших дошкольников к школьному обучению является работа, направленная на ознакомление со школой. Формами и методами такой работы выступают занятия соответствующего содержания «На уроке», сюжетно-ролевые игры, творческие игры «Школа», рассматривание иллюстраций, беседы, опросы, изобразительная деятельность. С целью формирования эмоционального положительного отношения к школе в старшей группе благоустроены центры «Уголок школьника», имеются настольно-печатные игры по данной тематике. Также педагогами активно используются учебные наглядные пособия «Умней-ка!», «Мои первые уроки». Используемые игры и игровые упражнения, предложенные в них, способствуют развитию умения работать в заданном темпе и достаточно легко ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при выполнении учебных заданий к школе. Традиционно организуются экскурсии в школу, школьную библиотеку, выступление учителей начальных классов перед воспитанниками, общение с учениками начальных классов. 

         Достижению преемственности в организации образовательного процесса содействует практико-ориентированная и адресная методическая работа с учителями начальных классов и воспитателями дошкольного образования.  Организованно взаимопосещение занятий педагогами и учителями в начале и в конце учебного года, всегда интересуемся, школьной жизнью воспитанников, беседуя при встрече с учителями. И, конечно, выпускной бал, где всегда присутствует и выступает с напутственным словом учитель.

       Неотъемлемой частью работы по преемственности является сотрудничество с семьей. Популярностью у родителей пользуется день открытых дверей, который традиционно в учреждении проходит в мае. Особенно важен для них открытый просмотр занятия в старшей группе, когда можно отметить успехи или затруднения выпускников, ближе познакомится с требованиями к обучению к школе. В течение года посещают показательные выступления в рамках проводимых праздников,  развлечений, где и сами принимают активное участие. Дважды в год проводятся родительские собрания с приглашением учителей, которые вовлекают родителей в обсуждение проблем подготовки детей к школе, приводят примеры, ярко раскрывающие черты неподготовленности детей, конкретные ситуации, с которыми сталкиваются родители первоклассников. В старшей группе оформлен постоянно действующий информационный стенд для родителей на тему «Родителям будущего школьника», предлагаемая информация отражает проблемные вопросы по подготовке детей к школе. К участию привлекаются и учителя начальных классов, которые также консультируют, дают практические советы по данному вопросу.

            В центре внимания педагогического коллектива постоянно находятся вопросы реализации учебной программы дошкольного образования, образовательных стандартов дошкольного образования и создания оптимальных условий для формирования общеучебных умений и навыков воспитанников.

реемственность дошкольного и 1-ой ступени общего среднего образования

 

Преемственность со школой

Преемственность со школой

Школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений.

В.А.Сухомлинский

     Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.

   За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

  • приобщать детей к здоровому образу жизни;
  • обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;
  • развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;
  • включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • формировать знания об окружающем мире;
  • стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

  • формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;
  • развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;
  • формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;
  • развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

Содержательные компоненты преемственности:

Эмоциональный – учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности, как воспитанника, так и ученика в процессе обучения.  Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на основе гуманистической педагогики.

Деятельностный – обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создания условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.

Содержательный – правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-нравственное и личностное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Эстетическое развитие», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.

Коммуникативный – учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения, с целью создания условий для социализации.

Педагогический – постановка в центр образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и общество, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

 

          Преемственность в работе дошкольного, общего среднего образования                               и семьи – основа  подготовки первоклассников

                                           …Школьное обучение никогда не начинается с пустого

                               места, а всегда опирается на определенную стадию развития,

                                                            проделанную ребенком ранее»

                                                                                                                                                                                                                    В.А. Сухомлинский

            В нашем учреждении дошкольного образования основой для успешной мотивации старших дошкольников к школьному обучению является работа, направленная на ознакомление со школой. Формами и методами такой работы выступают занятия соответствующего содержания «На уроке», сюжетно-ролевые игры, творческие игры «Школа», рассматривание иллюстраций, беседы, опросы, изобразительная деятельность. С целью формирования эмоционального положительного отношения к школе в старшей группе благоустроены центры «Уголок школьника», имеются настольно-печатные игры по данной тематике. Также педагогами активно используются учебные наглядные пособия «Умней-ка!», «Мои первые уроки». Используемые игры и игровые упражнения, предложенные в них, способствуют развитию умения работать в заданном темпе и достаточно легко ориентироваться на листе бумаги, что необходимо при выполнении учебных заданий к школе. Традиционно организуются экскурсии в школу, школьную библиотеку, выступление учителей начальных классов перед воспитанниками, общение с учениками начальных классов. 

         Достижению преемственности в организации образовательного процесса содействует практико-ориентированная и адресная методическая работа с учителями начальных классов и воспитателями дошкольного образования.  Организованно взаимопосещение занятий педагогами и учителями в начале и в конце учебного года, всегда интересуемся, школьной жизнью воспитанников, беседуя при встрече с учителями. И, конечно, выпускной бал, где всегда присутствует и выступает с напутственным словом учитель.

       Неотъемлемой частью работы по преемственности является сотрудничество с семьей. Популярностью у родителей пользуется день открытых дверей, который традиционно в учреждении проходит в мае. Особенно важен для них открытый просмотр занятия в старшей группе, когда можно отметить успехи или затруднения выпускников, ближе познакомится с требованиями к обучению к школе. В течение года посещают показательные выступления в рамках проводимых праздников,  развлечений, где и сами принимают активное участие. Дважды в год проводятся родительские собрания с приглашением учителей, которые вовлекают родителей в обсуждение проблем подготовки детей к школе, приводят примеры, ярко раскрывающие черты неподготовленности детей, конкретные ситуации, с которыми сталкиваются родители первоклассников. В старшей группе оформлен постоянно действующий информационный стенд для родителей на тему «Родителям будущего школьника», предлагаемая информация отражает проблемные вопросы по подготовке детей к школе. К участию привлекаются и учителя начальных классов, которые также консультируют, дают практические советы по данному вопросу.

            В центре внимания педагогического коллектива постоянно находятся вопросы реализации учебной программы дошкольного образования, образовательных стандартов дошкольного образования и создания оптимальных условий для формирования общеучебных умений и навыков воспитанников.

 

свернуть
2022
14 декабря, среда

А ВАШИ ДЕТИ ГОТОВЫ К ШКОЛЕ?

подробнее...